ХРАМ РАДЖА МАХА ВИХАРАЯ (Келания) - Kelaniya Raja Maha Viharaya









Раджа Маха Вихара Келания - одно из самых священных мест поклонения для буддистов Шри-Ланки, так как это место освящено посещением Будды. В далеком прошлом Келания была большим городом, и Раджа Маха Вихарая Келания был одним из наибольших и одним из самых красивых храмов Шри-Ланки.

Расположенный приблизительно в 10 км. от Коломбо в пределах священной области площадью 10 акров, Келани Вихара стоит около реки Келани Ганга, как свидетельство буддистской традиции в стране. Вихара получила свой священный статус свыше 2500 лет назад после третьего посещения Буддой острова Ланка. Он освятил основание храма своим собственным посещением, сопровождаемый 500 монахами (араханта). Тот факт, что Будда посетил Келанию в день Майского Полголуния (по-сингальски: весак) по приглашению Короля Маниакхики, зафиксирован в исторических хрониках Шри-Ланки.
Король Нага - согласно этим хроникам - пригласил Будду на трапезу в этом месте, которое после разъяснения сути Дхармы (по-сингальски: дхамма) было освящено, и на этом месте Король построил Ступу (Вехера), в которую поместили прядь волос Будды и использованную Великим Учителем посуду. Положили внутрь ступы и коврик, на котором сидел Будда. Однако с течением времени и из-за разрушения Вихары иностранными захватчиками, оригинальная Ступа (по-сингальски: дагоба) была потеряна.
Раджа Маха Вихара Келания однако, получила освященный статус и стала местом Буддистского вероисповедания после того, как почтенный Махинда проповедал буддизм на Шри-Ланке. Согласно древней хронике Махавамса брат Короля Деванампиятиссы ремонтировал Вихару. Он же, как также говорится в Махавамсе, строил первый жилой комплекс для Монахов (Сангхаваса).

Историческое свидетельство показывает, что Раджа Маха Вихара Келания был самым почитаемым храмом в течение эры королевства Котте. К тому времени, когда португальцы завоевал страну, значительная часть земли была пожертвована в пользу колонизаторов королем области Вихара Келания, и тогда в 1510 введенные португальские войска разрушили секретный храм. Португальцы конфисковали эту землю, создав препятствие для буддистов на пути поклонения в храме.

Ограничения в развитие области Раджа Маха Вихара Келания были немного ослаблены с появлением голландцев. В 1767 году голландцы, чтобы получать благосклонность Короля Кирти Шри Раджасинхи, разрешали ему развивать Раджа Маха Вихара в Келании. Таким образом реконструкция Раджа Маха Вихара была предпринята тогдашним Главным Почтенным Монахом Мапитигамой Буддхараккхитой. Ему предоставляли капитал от казначейства. Король был столь вне себя от радости в способе, которым работа была организована, что гранты, благодаря ответной гибкости короля, и далее просто сыпались на Раджа Маха Вихару.



Фрески Келания

Португальцы разрушили древний храм в 1510 году, и все скульптуры и картины старины погибли. Следовательно, что очень печально, в наши дни в храме нет никакого свидетельства каких-либо древних картин или скульптур, принадлежавших периоду Анурадхапуры или периоду Полоннарувы. Существующие картины и скульптуры имеют сравнительно недавнее происхождение. Они могут быть разделены на два периода – выполненные в 18-ом столетии и в начале 20-ого века.

Старые фрески

Дом Изображения (Вихараге) имеет в ширину площадь 45 м. и в длину 28 м. Он возведен на каменном постаменте высотой 1 метр. Священное помещение имеет соломенную восьмиугольную крышу в Кандийском стиле.
Картины принадлежат периоду Канди. Главным картины повествуют истории про Будду. У каждой картины своя история, и каждая картина четко сгруппирована по смыслу событий. На стене также показана Мара Юддха (Искушение Maрой) - сражение Будды с силами мара (Загрязняющие Факторы) и также Солосмастхана ( 16 почитаемых святынь).
На потолке, выглядящем подобным небу, изображены планетарные Боги или Наваграха, а так же 12 зодиакальных знаков - Раши.

Новые фрески

С древних времен на Шри-Ланке есть традиция изображать на стенах храмов сюжеты из Истории Джатака. Но храм Келани Вихара отошел от этой традиции в новых картинах. Вместо этого это здесь разнообразие всяческих фресок, изображающих множество исторических сцен, связанных с зарождением, повышением значимости и продвижением Буддизма на Шри-Ланке.
На картинах, изображающих короля Деванампиятиссу, представляющего Маха Мегха, есть и образ Монашествующего Махинды. Здесь король отмечен в совершении обрядов на слонах. Сюжет относится ко времени написания Трипитаки. Трипитака - это первый случай в истории, когда учение Будды было зафиксировано в письменной форме.

Другие существенные сцены - представление Баддхагосы Вишуддхимагга в Сангхараджа Махавихара в Анурадхапуре. Король Шри Кирти король проводит совещание с Сарананкара Маха Тэра, представляя ему распоряжение об обеспечении сохранности Священного дерева монахини Сангамитты и Зуба Будды, который на Шри-Ланку был доставлен принцем Дантой и Принцессой Хемамалой. Принцесса тайно провезла Зуб в копне волос своей пышной прически.
Вырезанные гирлянды цветов на каменных столбах храма точно выполнены в совершеннейшем стиле скульптуры. Картины во внешней части палаты очаровывают и вдохновляют. Еще бы! Здесь запечатлены самые важные события в истории Буддизма на Шри-Ланке и в истории Келании.
Картины на полосе верхней группы изображают 3 посещения Буддой Шри-Ланки. На более низкой полосе - фрески, изображающие события, которые привели к убийству Маха Тхера, а так же наводнения и жертва принцессы Деви в течение господства Келанитисса.
Другие известные фрески - те, которые показывают учреждение традиции Тхеравады. Они так же повествуют о бирманских монахах, о грабеже и разрушениях в начале 13-ого столетия и о бесчестии португальцев здесь в конце 16-ого столетия.




Дуруту Перехара
В этом историческом храме процессия, известная как Дуруту Перахера (Процессия Келании), проходит ежегодно в январе в день полнолуния. По этому случаю сотни и тысячи людей от всех частей страны и сотни иностранных туристов держат путь к предместью храма, чтобы засвидетельствовать своими глазами захватывающее театрализованное представление.

Процессия показывает древние традиции и культурное наследие страны. Это шествие демонстрирует к миру возраст Буддизма при помощи старинного традиционного фольклора, народной музыки и ритмичных форм танца под удары барабана. Звуки веселья возвещают повсюду радость и выражают почтение Будизму на Шри-Ланке. Первое такое большое театрализованное представление, обычно известное как Келани Перахера, впервые было проведено в 1927 году.

Процессия в Келании состоит из трех отдельных процессий - из Реликвий Будды и из трех образов божеств - Вишну, Катарагамы и Вибхишаны.

Фестиваль Дуруту празднуется в три красивых этапа.

Первый Фестиваль – Удамалува Перахера

Действие начинается на верхней террасе храма. Благоприятный момент. Секретная шкатулка со священными реликвиями вручается руководителю процессии. И вскоре начинается Перахера. Лишь несколько слонов участвуют в этом шествии. В колонне – танцоры, танцовщицы и барабанщики. Руководитель церемонии и члены Даяка Сабха (Оргкомитет) идут в процессии, одетые в символичные белые одежды. Священную шкатулку, помещенную на красочную подушку, несут вручную, в полном почтении.







Второй Фестиваль – Пахатамулава Перахера

Это более красочное действо, чем первое. Слон, несущий на спине священную шкатулку, - это обязательная часть Дутуру Перахеры. Позади слона идут люди, несущие божественные знаки отличия в форме Полярной звезды. Церемониймейстер и его свита, при исполнении служебных обязанностей, следуют медленно позади.

Третья Заключительная Процессия – Рандоли Перахера

Это - кульминационный момент целого фестиваля. Процессия обычно проводится в предполный лунный день январского новолуния. Это самое красочное и великолепное шествие. На спине слона помещается государственный флаг страны, символизирующий нацию. Затем прибывает группа предъявителей регионов Шри-Ланки, однородно одетых. Они несут в руках красочные баннеры и флаги различных районов и областей страны. Далее следует группа барабанщиков, исполняя различные произведения на барабанах и танцуя под эти мелодии. Барабанщики сопровождаются слоном, несущим Буддистский флаг. Далее идет слон, который несет Нага Кодия, флаг Келании.
Потом следуют Пемару Рала, жители пограничной области. Он сопровождаются группой танцоров и барабанщиков.






Следующий слон – Гаджанаяке Ниламе, руководитель, отвечающий за устойчивость колонны. В промежутке идут труппы танцоров различных школ. После них прибывает Кариякаранава Рала, распорядитель церемоний, окруженный свитой, барабанщиками и танцорами. Они сопровождаются двумя буддистскими монахами в одеждах шафранового цвета и представляют Братство Сангха, которое здесь исполняет обязанности хранители реликвий Будды.
За ними следует труппа кандийских танцоров, танцующих в бьющих в барабаны. Они поют стихи мантр высокой похвалы Будде.

Затем прибывает величественный слон с большими бивнями и благородного рождения, продолжающий путь священной шкатулки, богато украшенный покрывалами и сбруей. Он идет во всем его величестве и достоинстве, шагая гордо по белому ковру из ткани (по-сингальски: павада).
После прибывает хранитель священной шкатулки, одетый в королевский индийский костюм. Он – смотритель за безопасностью священной реликвии по пути шествия. Таким образом Дату Перахера и Рандоли Перахера на этом завершаются.

Труппы барабанщиков и танцоров хевиси, демонстрирующие различные формы танца идут в промежутках между слонами, чтобы поддержать хореографический баланс Перахеры. Участники представляют все 3 основные школы танца на Шри-Ланке (Ударата, Сабарагамува и Пахатарата). Каждая из колонн Девала Перахера заканчивается прохождением слона Девала, несущего на спине деистические знаки отличия (Девадхарана) и в сопровождении Баснаяк Ниламе, хранителя каждой колоны Перахеры.















Заключительная часть Перахеры характеризуется прохождением трех паланкинов (Рандоли) от святынь. Их несут дежурные соответствующего святилища. Женщина при исполнении служебных обязанностей, одетая в почтительную одежду охранника идет около каждого паланкина, раздувая воздух вокруг паланкина и над ним веером из павлиньих перьев. В этих паланкинах несут украшения соответствующих богов, а так же кувшины, наполненные дарами из пищи для богов.

Итак, святыни Келании можно посетить практически в любое время года, а увидеть фестиваль удастся лишь счастливчикам, приезжающим на Шри-Ланку в январе, и останавливающимся специально ради Перахеры в отелях Келании и Коломбо.

О своем желании посетить святыни Келании, сообщите менеджеру Ланкарус для оптимального решения всех вопросов, связанных с Вашим размещением, питанием и экскурсионным туром.

Комментариев нет:

* Все материалы защищены авторским правом.
Публикация без уведомления компании Lankarus запрещена.

Поделиться