ХРАМ ЗУБА БУДДЫ / ШРИ ДАЛАДА МАЛИГАВА - Temple of The Tooth Relic / Sri Dalada Maligawa



Канди был столицей сингальских царей с 1592 по 1815 год, укрепленный на местности горами. Благодаря сложности подхода к Канди, королевству удалось избежать захвата колонизаторами из Голландии и Португалии, а так же англичанами вплоть до 1815 г. А теперь город является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, отчасти из-за Храма Зуба Будды – Шри Далада Малигава.


Шри Далада Малигава был построен в королевском дворцовом комплексе, в котором находится один из двух сохранившихся реликтовых зубов Будды, объект почитания буддистов. Другой остаток зуба, как полагают, замурован в ступу Сомавати Четия. Шри Далада Малигава в Канди почитается не только верующими Шри-Ланки, но и буддистами всего мира.




Король Вималадхармасурия I (1592 - 1603) был первым, кто выбрал Канди местом хранения Зуба в двухэтажном храме и привез святыню из Делгамувы, рядом с Курувита в Сабарагамуве, где Зуб была скрыт для защиты. Остатков того храма больше не существует. Вималадхармасурия II (1686 - 1706) построил три этажное здание храма, а его сын Вирапаракрама Нарендрасинха (1706 - 1738), последний сингальский царь, управлявший страной, построил новый двухэтажный храм, видя, что старый храм, построенный его отцом, начал распадаться. Последний король Шри-Ланки Шри-Викрама Раджасинхе (1797 - 1814) построил Паттируппуву (Восьмиугольник). Первоначально Паттируппува была частью королевского дворца. Она использовалась царем для обращения к своим соотечественникам с речами. Сегодня Паттируппува стала частью храма и дома древних текстур, написанных на листьях дерева ола.




Вход в храмовый комплекс проходит через Маха Вахалканда. Существуют две стены по бокам Вахалканды. Внешняя стена называется Валакулу Бамма (Стена Облаков). Внутренняя стена называется Диярели Бамма (Стена Водной Ряби). Обе эти стены построены с отверстиями для масляных лампад для освещения в ночное время. После прохождения Вахалканды и рва, Вы попадаете к Макара Торана. Далее идет тоннель Амбарава. Проходя сквозь тоннель, Вы попадаете на первый этаж храмового комплекса. Нижний этаж здания называется Паллемалува. Эта внутренняя камера укреплена большой деревянной дверью и украшена бронзой и слоновой костью. Площадь перед дверью называется Хевиси Мандапая (Двор Барабанщиков). Тут ежедневно проводятся ритуалы.
Реликвия Зуба хранится в верхнем этаже в помещении под названием Вадахитина Малигава. Дверь этой комнаты покрыта золотом, серебром и слоновой костью. Реликвия Зуба заключена в 7 золотых шкатулках, усыпанных драгоценными камнями. Внешняя шкатулка инкрустирована драгоценными камнями, которые реликвии Зуба даровали различные правители.

Справа к реликвии расположена Перахера Карандува (реликтовая камера, которая используется в ежегодной процессии Эсала Мангалая Перахера). Она хранится за пуленепробиваемым стеклом. Карандува была пожертвована храму из Индии. За реликтовой камерой есть золотой цветок лотоса, усеяный драгоценными камнями, свисающими с потолка.




Один из очень немногих хранителей, кто видел реликвию Зуба в 1817 году, был англичанин Джон Дэви, который опубликовал в своей книге назвал отчет осмотра в 1821 году. По его словам внутри 5 золотых Карандува (Шкатулок) реликвия была обернута в лист из чистого золота и стояла в золотом корпусе, инкрустированном изумрудами, бриллиантами, рубинами большого размера. Внутренняя золотая Карандува также была усыпана драгоценными камнями. Третья и четвертая и шкатулки также богато украшены изумрудами, бриллиантами, рубинами. И четвертая шкатулка примерно 1 1/2 фута в высоту была помещена внутрь большой Карандувы. Дэви описывает Зуб, как Зуб желтого цвета с коричневатостями. Зуб лежал на укороченной основе.

Слева от храма находится новое здание, в котором находятся мумифицированные останки кабана-секача Раджи. Этот великолепный кабан-секач был пойман в джунглях Эравура в районе Баттикалоа 1925 году, и был приобретен Тикири Банда Манампития Диссаве за 3300 рупий в 1937 году, а затем был подарен храму. Более 50 лет кабан Раджа носил на спине золотой ларец с реликвией зубов, и в 1984 году зверь был объявлен правительством национальным достоянием. Это всего лишь второй случай, когда кабан-секач был объявлен национальным достоянием. Раджа умер в 1988 году, после долгой болезни, а затем было решено, что он будет таксидермирован. Это первый случай, когда кабана-секача превратили в священное чучело.

Национальный музей

Рядом с Храмом Зуба Будды находится Национальный музей Канди, где некогда располагались наложницы королей Канди. В настоящее время помещение содержит королевские и дворянские атрибуты правления, в том числе престолы, скипетры и церемониальные мечи, датируемые 17 и 18 столетиями, то есть того периода, прежде чем Королевство пришло в окончательный упадок. Канди, наконец, сдался англичанам в 1815 году после приглашения их сместить непопулярного короля Шри Викрама Раджасинху
Музей открыт в субботу и четверг с 09: 00 до 17: 00.





Террористическая атака ТОТИ на Храм в 1998 году

Этот храм, самый святой для всех буддистов мира, был атакован террористами Тамильской сепаратистской организации ТОТИ с использованием массивных грузовиков с бомбой 25 января 1998. Тогда погибло 8 человек, включая младенца, были ранены 15 человек. Это, наверное, первый случай в современном мире, когда святыня такого международного религиозного значения и место всемирного наследия были преднамеренно атакованы террористической группой в попытке добиться его уничтожения.




Взрыв вызвал огромный ущерб в большинстве районов Шри Далада Малигава. Тем не менее, Священный Зуба Будды, который расположен во внутренней камере, чудом избежал каких-либо повреждений. Также сильно пострадали в результате взрыва святыни Вишну, Ната и Паттини Девале, а так же церковь Святого Павла. Все эти объекты находятся на Священной Королевской Площади рядом с комплексом Шри Далада Малигава.

Информация для посетителей

Как посетитель или преданный Будды проявите уважение во время посещение великой святыни. Из-за его важности и статуса, в храме есть некоторые кодексы одежды, которое Вы должны соблюдать.

1. Все мужчины и женщины должны носить длинные брюки или юбки, которые покрывают Ваши ноги. Если Вы приехали в короткой юбке или брюках, саронг будет дан Вам в аренду, чтобы Вы носили его во время посещения храма.

2. Как и во всех буддийских святынях, обувь и головные уборы должны быть сняты перед входом. При входе в храм есть зал хранения обуви, где Вы можете оставить ее безопасно и без затрат, но небольшое пожертвование является целесообразным.

3. Цвет одежды предпочтительнее белый или кремовый.

4. Надевайте ткани, которые не открывают тело чрезмерно (например, слишком короткие рубашки или кофты / открытые плечи / разрезы на юбке)

5. Уважайте молящихся и не говорите громко.

Храм открыт с 05.30 утра до 20.00 вечера все 7 дней в неделю.










Некоторые исторические места, связанные с Далада Maligawa

Согласно Мандарампура Пувата, Королевство Канди было создано после возведения на престол царя Вималадхармасурии, который победил Ямасинху Бандара в 1592 году нашей эры. Король немедленно принял буддизм и привез священную реликвию Зуба в Канди. Город стал известен, как Сенкадагалапура, а позже стал был переименован в Шри Вардханапура (то есть город, который увеличивает свою красоту). Здесь и построили Далада Малигава.


Викрамабаху III возвел неподалеку от Храма Зуба святыню в честь Бога Натха. Храм показывает влияние дравидийских школы архитектуры 14-го века.



Натха Девале построили на особом месте во времена царей. Она заняла первое место среди четырех святых девале. Король был обязан созывать совету внутри этого девале и произносил речи перед изображением Натха. Также в эту девале для благословения приносили лекарственные травы, которые использовал король в ванне и при омовении в канун сингальского Нового года. Ната Девале обладал флагом с изображением Бога Натха Дейя. Образ Натха со сломанной левой рукой находится и сегодня в Раджа Лила и расположен в святая святых этой девале.




Вишну Девалая

Вишну Девалая, известная, как Маха Девалая, расположена в передней части главного входа в Натха Девале через дорогу и возле Королевского дворца Дева Синхинде. История этого места не известна. Историк Роберт Нокс идентифицировал божество в нем как Алут Нувара Деййо или Бог Алут Нувара в честь того, что этот бог был первоначально почитаемым в районе Кегалле, в местечке Алут Нувара. В соответствии с другой народной легендой статуя божества находилась в Девундаре на глубоком юге, и затем она была доставлена в Алут Нувару. По-другому этот бог зовется Упулван или «Синего Цвета» (может, Бог Рама?). Но в впоследствии выяснилось, что это, все же, Вишну. 



Согласно мифологии, Будде поручена задача сохранения буддийского устроения (Сасана) на Шри-Ланке и Сакра, в свою очередь, делегировал эти полномочия Вишну. Он, как полагают, будущеий Будда после Натхи.
В 15-м веке в Бог Девундара, как описано в Парави Сандесая, в сингальском сандеша – стихотворении-послании, рассматривается в качестве мощного бога и покорителя асуров, полный силы, славы и мощи. Таким образом, можно сказать, что этот бог описывается как Упулван, и, пожалуй, является Рамой. Эта гипотеза подтверждается вышеназванным стихотворением, где девале в Канди упоминается как Рама Девале. Интересно также отметить, что девале имел в своем распоряжении навесную ткань с изображением битвы Рамы и Раваны.



Во времена короля, Абхишеку Мангалле или церемонию помазания, новоназначенный король проходил в Маха Девале. 
Архитектурно Вишну Девале имеет длинное здание с одноэтажной святыней в конце. В девале Канди, как правило, архитектура проще, чем в индуистских ковилах (храмах). Крыша над двухэтажной постройкой заменяет купол.





Верхняя площадка содержит небольшой балкон или веранду, поддерживаемую тонкими деревянными колоннами. В передней части святилища является находится Дигге или длинный зал, который предназначен сегодня для преданных и молящихся, но в былые времена это был танцевальный зал в честь божеств. Танец тогда называли Дигге Нетума. Сегодня в этом зале также находится паланкин, используемый в Перахере. В последние годы многие изменения и дополнения были внесены в здания со стороны Баснаяке Ниламе или хранителей, чтобы удовлетворить их собственный вкус, таким образом, калеча красоту традиционной архитектуры Канди.

Паттини Девале

Паттини Девале посвящен богине Паттини. Девале расположена в западной части от Девале Натха. В прошлом, обе девале были разделены перекрестком под названием Эт Видия. Сейчас перекрестка уже не существует. История девале так же не известна. То, что это строение, которому, по крайней мере 400 назад, нет сомнения. Роберт Нокс ссылается на Перахеру в Паттини Девале.

Паттини, богиня целомудрия была и до сих пор является самой популярной богиней среди крестьянства Шри-Ланки. Хотя богиня происходит из Южной Индии, она стала более популярной на Шри-Ланке. Ее добродетели восхваляются в тамильском эпосе Чилаппадикарам, написанном в 2-ом веке. Богиня также восхваляется и в ряде поэтических произведений на сингальском языке 18 и 19 столетий. Согласно тамильскому эпосу, одна из самых ранних известных святынь на Шри-Ланке была построена королем Гаджабаху во 2 веке нашей эры. Богиня описана, как носящая золотой ножной браслет. Есть большое количество святынь, посвященных Паттини, разбросанные по всей стране, но наиболее популярной является именно святыня в Канди рядом с Навагамува Девале. Образ богини связан с лечением инфекционных и детских заболеваний, а также ей молятся во время засухи и, как следствие, голода.

Паттини Девале в Канди является простым, маленьким прямоугольным зданием на обычной каменной платформе. Храм находится на южном конце, как святыня Натха. Постройка состоит из четырех отсеков. Кандийская крыша украшает эту простую, но красивую девале.

Катарагама Девале

Катарагама Девале находится на Котугоделле Видия, в той части улицы, которая известна в прошлом как Кавикара Видия. Катарагама Девале находилась с 16 века на Кавикара Видия. Катарагама Девале посвящена Богу Катарагаме, которого идентифицируют как Бога Сканду, или Бога Войны. Есть однозначные ссылки на Бога Катарагаму в великой летописи, но он, кажется, стал популярным лишь в 14-м веке, и с 16-го века его популярность увеличилась. Он считается одним из четырех богов-хранителей Шри-Ланки. К 16-м веку этот Бог был известен по имени своего центрального святилища в Катарагаме, но был известен ранее как Сканда, Кумара или Махасена. Это тот Бог, который защищает сингалов от врагов.

Вход в Катарагама Девале в Канди стоит на главной улице. Здание девале более или менее такое же, как и другие, и имеет верхние этажи в форме квадрата и башню над святыней с балконом. Девале состоит из четырех отсеков, сокровенной или западной, храня внутри изображения святых. В соседнем помещении также есть изображение. Здесь судейские священники выполняют свои обряды. Третий зал имеет паланкин, используемый во время Перахеры, а четвертый зал предназначен для барабанщиков. К северу дополнительное здание присоединено к главной святыне и посвящено планетарным богам. Особенностью этой девале является то, что в отличие от других девале, здесь есть судейские священники - индуистские брахманы.

Малавту Маха Вихара

Через озеро из Храма Зуба Будды находится один из крупнейших центров Сангхи, принадлежащий к Сиам Никае - Малвату Маха Вихарая. Этот великий монастырь состоит из двух разделов. Упосатху Вихарая справа известен, как Поямалу Вихарая, а другой - Пушпарама Вихарая - известен, как Малвату Вихарая. Из этих двух комплексов старший Поямалу Вихарая, как предполагается, был построен Сенасамматой Викрамабаху. Это двухэтажная Упосатхагарая или Зал Посвящения, а так же Чайтья или Дагаба рядом. 

Группа монахов Маха Наяке является Вихарадхипати, или монахами главного действующего монастыря. Они одни из 3 совместных хранителей Зуба Будды. Пойя Ге в Малвату Вихарая является частью комплекса Малватта и здесь проходит все важные встречи Сангхи Сабха, а также ежегодная высокая церемония рукоположения. Пойя Ге, как предполагается, была построена во время правления Кирти Шри Раджасинхи, и содержит красивое изображение Будды, установленное внутри.



Храм Зуба Будды, а так же окружающие его и связанные с ним святыни, очень рекомендован к посещению во время Вашей поездки по нагорной части Шри-Ланки, а так же во время визита в Канди и Перадению.
Посещение храма также является частью некоторых туристических пакетов компании Ланкарус.
Пожалуйста, обратитесь к менеджеру Ланкарус, чтобы оптимально спланировать Ваш маршрут с посещением Храма Зуба Будды.

ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ ШРИ-ЛАНКИ

Комментариев нет:

* Все материалы защищены авторским правом.
Публикация без уведомления компании Lankarus запрещена.

Поделиться