МУЗЫКА ШРИ-ЛАНКИ

МУЗЫКА ШРИ-ЛАНКИ - Music of Sri Lanka



Музыка Шри-Ланки имеет свои корни под влиянием 4 основных факторов: древние народные обряды, буддийские религиозные традиции, наследие европейской колонизации, и коммерческие / исторические влияния близкой индийской культуры (в частности – кино Болливуда).
Португальцы были среди первых европейцев, прибывших на Шри-Ланку в середине 15-го века. Они принесли с собой традиционные баллады, гавайские гитары и гитары, а также африканцев (упомянутых, исторически, как каффриканы), распространивших свой собственный стиль музыки, известной как байла. Влияние европейских и африканских традиций послужило дальнейшей диверсификации музыкальных корней в современной музыке Шри-Ланки.



Народная музыка

Кастовая основа народных стихов (по-сингальски: кави) возникла как коммунальный тип песни в рамках отдельных групп, поскольку они занимались повседневной работой. Сегодня народная музыка остается популярной формой культурного самовыражения. Кави также сопровождают ежегодные ритуалы. Эти древние обряды редко выполняется в современной Шри-Ланке, но сохранившиеся песни по-прежнему исполняются народными музыкантами.
Еще один традиционный для Шри-Ланки народный стиль называется Виринду. Это импровизированное стихотворение, спетое по проторенной мелодии Рабана (ничем Вам не напоминает русские частушки?). Традиционные конкурсы песни проходят в форме состязания двух певцов Виринду. Онит конкурируют между собой в спонтанном исполнении стиха. 
Португальское влияние байлы - популярная народная традиция вдоль прибрежных районов в последние пятьсот лет. Байла и сегодня - часть господствующей музыкальной культуры.

Кантри Шри-Ланки

Искусство, музыка и танцы Шри-Ланки вышли из ритуальных ответов на природные явления. Ранняя народная музыка Шри-Ланки была и под влиянием притока буддийских традиций. Эти песни были написаны простолюдинами, а не только священническими кастами.

Шик

Шри-Ланка имеет высокоразвитые зрелищные традиции и уникальный массив музыки.


Колам & Кукольный театр

Музыка Колам является традиционным стилем в народе на территории низин юго-западного побережья. Этот стиль используется в ритуалах экзорцизма, а так же для комедий и драмы в масках.

Музыка Надагам

Термин сингальского слова Нагадама происходит от тамильского, который буквально означает драму. Этот стиль является развитой формой драмы под влиянием южноиндийской части уличной драмы, которая была разработана в некоторых кругах южноиндийского искусства. Филиппу Сингхо из Негомбо в 1824 году поставил спектакль «Харишчандра Надагама»,. Первоначально пьеса была написана на языке телугу (язык народности андхра в юго-восточной Индии). Позже он поставил «Манаме» и «Санда Киндуру» и некоторые другие музыкальные спектакли. Так стиль укоренился на Шри-Ланке.

Музыка Нурти

Нурти является этапом драмы, сформировавшейся под влиянием театра Параси. Как следствие, прибывавшие в драматические труппы актеры и певцы в последней части 19-го века, принадлежали к драматической компании Элфистон из Индии. Нурти является разговорной сингальской формой санскритского термина Нритья. Музыка Нурти основана на базе северо-индийской школы музыки. Дон Бастиан из Дехивалы первым из постановщиков Шри-Ланки ввел Нурти, глядя на индийские драмы. Затем Джон Де Сильва разработал эту школу и исполнил в этом стиле Рамаяну в 1886 году.

Сингальская легкая музыка

Некоторые творческие люди посетили Индию, чтобы учиться музыке, а потом начали вводить легкую музыку дома, на Шри-Ланке. Ананда Самараконе был пионером этой попытки. Он также сочинил гимн Шри-Ланки. Тогда же Сунил Сантой, который также не придерживался традиций индийской музыки, представил легкую музыку собственного сочинений, но под влиянием традиции шри-ланкийских христианских гимнов Гитика. Пандит Амарадева считается основным вкладчиком в развитие этого жанра на Шри-Ланке. Для нескольких поколений шри-ланкийцев имя Амарадевы сродни имени Бога Музыки. А к настоящей Богине шри-ланкийской музыки современности относят Нанду Малани, которую иногда сравнивают с индийской Латой Мангешкар, певицей, на счету которой исполнение рекордного для мировой истории музыки количества песен – свыше 50 тысяч!


Традиционные музыкальные инструменты Шри-Ланки

Классический сингальский оркестр состоит из пяти категорий инструментов. Барабан -король местных ударных инструментов, и без него не будет танца. Яркие ритмы барабанов образуют основу для танца. От звуков барабана у шри-ланкийцев ноги сами отскакивают от пола, и они прыгают и водоворот мелодии, которую задает сложный ритм барабанов.
Звучание этих барабанов может показаться простым на первый слух, но занимает много времени, чтобы освоить сложные ритмы и вариации, которые барабанщик иногда может довести до просто невероятной интенсивности.

Гатабера
Типичный сингальский танец определен, как танец Канди, и Гатабера является необходимым барабаном для этого танца.

Як-Бера
Як-Бера – это барабан для озвучания танца демона. А так же барабан используется в низинной части страны. Во время исполнения музыкально-танцевальноего номера актеры носят маски и исполняют танцы дьявола. Сейчас это довольно развитая форма искусства.

Давула
Давула - это бочкообразный барабан коренных жителей провинции Сабарагамува. Он используется в качестве сопровождающего барабана, чтобы сохранить строгость ритма ударов.

Тамматтама
Тамматтама – два сталкивающихся барабана. Барабанщик ударяет в барабан на двух поверхностях палками, в отличие от других традиционных для Шри-Ланки барабанов. Это спутниковый барабан с вышеупомянутым Давула.

Удекки
Небольшой двухсторонний барабан в форме песочных часов. Он используется для сопровождения песен. В основном барабан применяют для сопровождения песен стиля Ваннам 

Рабана
Рабана - круглой барабан с плоским торцом и производится в нескольких размерах. Самый большой из них должен быть помещен на полу. Как правило, несколько человек (обычно женщины) сидят вокруг инструмента и бьют в него обеими руками. Этот прием используется в таких фестивалях, как сингальский Новый Год (по сингальски: Алут Авурудду) и во время свадебных церемоний. Громкий удар в Рабану символизирует радостные настроения сообразно случаю.
Небольшие Рабаны являются формой мобильной барабанов. На них исполнитель производит сопровождающие ритмы для частей музыкального произведения.

Талампата
Талампата - это металлические ударные инструменты, которые почти всегда составлены из тарелок и двух небольших тарелок, соединенных вместе.

Хоранава
Хоранава являет собой гобой, как инструмент, который играет во время традиционных церемоний в буддийских храмах, чтобы сопровождать ударные инструменты и танцы.

Хакгедия
Хакгедия - это раковины и скорлупы. Очень естественный природный инструмент. Основная функция прибора для исполнителя - играть путем продувки сквозь отверстие морской раковины, объявляя об открытии церемоний величия.

Флейты
Флейты, сделанные из таких металлов, как серебро и медь, производят пронзительную музыку для того, чтобы сопровождать кандийские танцы, в то время как жалобные звуки музыки флейты из тростника могут пробить на танец.

Эндемичные инструменты

Бера - согласно исторической записи, считается, что несколько инструментов возникли в племенных группах, которые когда-то населяли остров в настоящем известный как Шри-Ланка. Среди них 7 остаются в использовании:

Гата Бера - Также упоминается как кандийский барабан. Этот бочкообразный барабан двуглавый, на нем играют руками.

Тамматама - близнецы-барабаны, на которых играют двумя палками.

Як Бера - Также упоминается как барабан низменной области страны. Это бочкообразный барабан, тоже двуглавый, на котором играют обеими руками.

Удаккия - небольшой, в форме песочных часов барабан, на котором играют, ударяя с с одной стороны, а с другой стороны изменяют натяжение ткани, обернутой вокруг его центра (тем самым изменяя высоту головки барабана).

Ручная Рабана - барабан похож на бубен, за исключением, что он не обладает металлическим отзвуком.

Даула – на двуглавом бочкообразном барабане играют на 2 сторонах. На одной стороне руками и палками на противоположной стороне.

Скамья Рабана - аналоги ручного барабана Рабана, за исключением большго числа музыкантов (часто играют от 3 до 8 музыкантов одновременно).

В дополнение к этим барабанам, небавно был создан новый барабан (в 2000 году) по музыкантом Каласури Пиясара Шилпадипати. Гаула - это инструмент бочкообразный, содержащий одну голову из Гата Бера, а вторую из Даула. Ритмы этого нового изобретения выделяют уникальный тон инструмента.
Кроме того, в дополнение к этим барабанам, также используется многими музыкантами Дхокли. Хотя этот барабан, как полагают, пришел на Шри-Ланку из Индии. Но музыковеды Шри-Ланки утверждают, что Дхокли существовали на Шри-Ланке задолго до прибытия первых индийских поселенцев. Однако, невозможно отрицать, что не было культурного обмена между народами Южной Индии и Шри-Ланки до каких-либо конкретных дат в истории, в том числе – в истории музыки.

Раванахата - грубая скрипка, сделанная из скорлупы кокосового ореха, бамбука и козьей шкуры, с натуральным волокном, выступающим в качестве струн. Также используются козьи и овечьи кишки и кокосовое дерево. Считается, что это был первый струнно-смычковый инструмент, и Раванахата признается в качестве первой в мире скрипки. Ручная Раванахата или Равана упоминается в древнем индийском эпосе Рамаяна. Раванахата звучит как североиндийские инструменты саранги и эсрадж.

Западная музыка

Западная классическая музыка была изучена на Шри-Ланке с момента ее появления в течение португальского колониального периода. Верхушка среднего и высшего классов страны традиционно формируется из педагогов, студентов, и принципы Западной классической традиции музыки в стране предлагается в качестве предмета для изучения в средних школах и в высших учебных заведениях. Симфонический оркестр Шри-Ланки является одним из старейших западных оркестров в Южной Азии. Основание Национального Молодежного Оркестра более широко способствовало развитию интереса к западной музыке среди молодых людей за пределами Коломбо. Многие музыканты Шри-Ланки добрались до верхних эшелонов классического исполнения, в том числе всемирно известный виолончелист Рохан де Сараму, пианист Рохан де Сильва, и многие другие композиторы, органисты и оркестровые исполнители.

Записанная музыка 

Первые звезды шри-ланкийской музыки пришли из театра в то время, когда традиционная драма под открытым небом оставалась наиболее популярной формой развлечения. В 1903 году альбом под названием Нурти / Nurthi стал первым зарегистрированным альбомом, вышедшим на Шри-Ланке с помощью Радио Цейлона. Ведущая радиостанция на волнах Шри-Ланки была создана в 1925 году. Радио Цейлона - один из пионеров вещателей Шри-Ланки. Вернон Кориа, легендарный музыкальный продюсер прошлого, почти сразу понял возможность представить на Шри-Ланке музыку в английской службе Радио Цейлона. 

В результате наводненности западной и индийской музыкой, композитор и певец Ананда Самаракун, после обучения в школе Рабиндраната Тагора в Шантиникетане, разработал однозначно сингальскую музыкальную традицию. В 1939 его работы, такие как Пунчи Суда / Punchi Suda, Эннада Менике / Ennada Manike, и, в частности Намо Намо Мата / Namo Namo Maatha (как национальный гимн Шри-Ланки более поздней версии) установили стандарты жанра. Другой композитор Деварr Сурья Сена с его западным образованием сыграл решающую роль в популяризации народных песен Шри-Ланки среди английский элиты, породив высокий статус сингальской музыки в стране того времени. 

В конце 1940-х - начале 1950-х годов сингальская музыка из кинофильмов стала самой популярной у аудитории. Это были в большой степени мелодии, найденные в картинах на языках хинди и тамильском. Песни адаптировали для аудитории Шри-Ланки путем замены оригинальных текстов сингальской лирикой. Между тем, музыканты, такие как В.Д. Амарадева, Сунил Сантой, В.Б. Макулолоува, начали экспериментировать с разработкой собственного сингальского музыкального стиля в кино. 

Пандит Амарадева, прошедший обучение в Шантиникетане, исполнил Сарала Ги / Sarala Gee, наряду с экспериментами вокруг индийского стиля Рага. В итоге песни стали наиболее транслируемыми на Радио Цейлона. Музыканты, такие как Виктор Ратнаяке, Стэнли Пейрис, Остин Мунасинхе, Рохана Вирасинхе, Санат Нандасири, Гунадаса Капуге, Сунил Эдирисинхе, Эдвард Джаякоди, Амарасири Пейрис, Руканта Гунатилака, Батия и Сантуш, Ирадж и Раниду, Ранга Дасанаяка продолжили начатую традицию. 

Композитор Моколоува верил, что сингальская музыка должна следовать традициям своей народной музыки под названием Яна Джи. Он собрал великое множество народных сингальских стихов, путешествуя по стране, и пытался разработать уникальный стиль. Музыканты прошлого, такие, как Лионель Ранвала, Остин Мунасинхе и Рохана Беддаге внесли громадный вклад в разработку стиля Яна Джи. 

Сунил Сантой взял западный подход в своей работе, вдохновленный церковной музыкой. Он выступал против элементов стиля Рага и музыки на языке хинди для разработки сингальской музыки. Сам Сунил был позже запрещен на Радио Цейлон после отказа от прослушивания индийского музыканта Ратанджанкара, которого корпорация привезла из Южной Индии, чтобы наблюдать за направлениями музыки на своих станциях. 

Премасири Кхемадаса также известный как Мастер Кхемадаса был одним из самых влиятельных композиторов в мире музыки Шри-Ланки. Воодушевленный западной классической музыкой, индийской музыкой, а также народной сингальской музыкой, он начал работу в своем собственном стиле, который был популярен с конца 1960-х. Он был одним из самых уважаемых певцов в кино, театре и в закадровом озвучании песен для телесериалов. Его музыка до сих пор используется лучшими режиссерами в стране. 

Решающее значение в творчестве музыканта приобрели композиторы Махагама Секара и Чандраратне Манавасинха, которые в своих текстах представлены глубоко поэтичными авторами, и честно выражающими свои идеи. Многие из их произведений также способствовали возрождению чувства национализма в стране, которая получила независимость в 1948 году. 
В начале 1960-х и в связи с правительственными ограничениями на поездки в Индию, оригинальные композиции из киномузыки приобрели любопытные формы, хотя несколько популярных фильмов того времени по-прежнему содержат украденные индийские мелодии. Такие песни обычно тогда переделывали из болливудских вариантов музыкальные аранжировщики, например, как Сомапала и Мохомед Салли. 
В середине 1960-х годов на Шри-Ланке появились поп-группы, такие как Los Сabelleros во главе с Невиллом Фернандо, La Ceylonians во главе с Ноэлем Ранасинхе (широко известный как "Король Калипсо Шри-Ланки"), La Bambas, The Colobri и Los Muchachos. Каждая из групп исполняла мелодии в стиле Байла, заимствованом у карибского фолк-певца Гарри Белафонте. Шри-ланкийская поп-музыка и музыка из фильмов была на пике популярности с конца 1960 и до начала 1970-х годов, но в 1980 году индийская музыка из фильмов вновь выместила местных музыкантов, заняв самый высокий сегмент продаж на рынке музыкальной индустрии Шри-Ланки. В 1980-х диско-поп-музыкант Руканта Гунатилаке стал одним из самых популярных музыкальных творцов того времени. Многие молодые музыканты следуют Руканте и его стилю 1980-х и 1990-х годов. 

Миди / Компьютерные музыкальные выступления и записи на электронной основе были внедрены на Шри-Ланке в 1980 году клавишником и композитором Дилиупом Габадамудалиге. Он был первым, кто использовал настройки клавиатуры в комплекте Миди, а также использовал Миди / Секвенсоры и музыкальное программное обеспечение компьютера для основы записи музыки и представлений на Шри-Ланке. Вклад Дилиупа был признан правительством Шри-Ланки, и он был удостоен звания Каласури, а также был награжден Мемориальной Премией за вклад в западную музыкальную индустрию на Шри-Ланке в 2011 году. 

Цыгане / Gipsy осталется популярной группой уже более 40 лет, а группа Подсолнухи / Sunflowers является наиболее широко записанной группой в течение почти 30 лет. 

Начиная с 1998 года многие Поп- и R & B группы возникли на Шри-Ланке. Самые известные из них - Батия и Сантуш - черпают вдохновение у групп европейской школы поп-музыки, посетивших остров. Батия и Сантуш - первая группа из Шри-Ланки, выпустившая альбомы под международным лейблом (Sony BMG). Они были неотъемлемой частью лейбла на Шри-Ланке в музыкальной индустрии 2002-2003 годов. Они получили международные награды за свои композиции, и их песни до сих пор в ротации радиостанций в нескольких странах - в том числе на радио ВВС в Великобритании. 

Рок & Хэви-Метал 

Рок-музыка Шри-Ланки восходит к началу 1970-х годов, когда Кумар Наваратном и его друзья устроили первый рок-фестиваль в парке Хэвелоке в Коломбо. Кумара Наваратнам может быть расценен, как главная сила позади развивающейся рок-музыки. Среди прочих известных на Шри-Ланке исполнителей этих жаноров - Принс Джаяратнам, Коффин Нейл, Прасанна Абесекара в Невилл, а так же группы Gobbledegook и Sweetie Pie, во главе с клавишником Нималом Гунавардане. Группа Mary - только рок-группоа, исполняющая оригинальную музыку. Во главе команды ранее стоял Рави Баласурия. Другие члены группы - Аруна Сиривардана, Бенджи Ранабаху, Дилиуп Габадамудалиге и Дуайт ван Грамберг. Рамеш Виратунга, который был композитором и исполнителем соло раннего периода группы Mary, продолжил профессиональную карьеру писателя и музыканта песня в Германии, выпустив несколько сольных альбомов. 
Еще одной важной вехой в истории рок-музыки была группа Рак - первая в истории Шри-Ланки группа, которая купила собственную стадию звукозаписи и исполняет только свой собственный музыкальный материал. Под руководством Прасанны Абейсекеры и его брата Ранила вместе с литой музыкантов, которые включали Йогу, Брайана Знающего, Лео, Сумедху Калатунгу и других энтузиастов, Рак вызывал много эмоций у почитателей рок-музыки. 

Шри-Ланка в настоящее время имеет существенное андеграундное металл- и хард-рок сообщество, которое растет в популярности среди верхнего и среднего класса подростков и молодежи. В то время как Коломбо является питательной средой для многих хард-рок групп, таких как Stigmata, город Канди породил группу Paranoid Earthling, которая была первой рок-группой- выходцем из горной части страны. Канди является также оплотом для черных групп музыки в стиле металл, таких, как Pariah Demise, Necro Odes, Goatmunition. 

Популярная Музыка и Музыка Кино 

Шри-ланкийская индустрия музыки довольно демократична и лояльна к появлению новых исполнителей, давая шанс и дорогу очень многим талантам современности. Среди очень популярных имен знаменитостей великолепный Даясири Джаясекара, обворожительная Уреша Равихари, Касун Калхара, неподражаемый мастер Атма Лиянаге, Дипика Приядаршани, шикарная Умария Синхаваса. Живая богиня Нанда Малани, великий учитель Пандит Амарадева, а так же Виктор Ратнаяке, Ти Эм Джаяратне, Сунил Эдирисинха и другие легенды неизменно ласкают слух и душу любителей высококачественной сингальской музыки. Этот список можно продолжать до бесконечности. И каждый из исполнителей со своим композициями производит неизменный фурор у слушателей и зрителей Шри-Ланки. Их записи звучат повсюду в стране – в каждом доме, в любом магазине, из динамиков радиоприемников и магнитол тук-туков и автомобилей. Их так любят жители Шри-Ланки, что если Вы за день не услышали хотя бы одну из песен этих певцов, то видимо, Вы находитесь не на Шри-Ланке.

Песни Шри-Ланки (50шт) скачать (rar)

Комментариев нет:

* Все материалы защищены авторским правом.
Публикация без уведомления компании Lankarus запрещена.

Поделиться