ПОЛОННАРУВА. ДРЕВНИЙ ГОРОД - Polonnaruwa. Ancient City



Полоннарува - это город огромного исторического значения, который пережил разнообразные периоды в своём развитии. Историю Полоннарувы и Анурадхапуры можно также рассматривать как историю королевств, которые развивались параллельно с греческой и римской цивилизациями. Полоннарува сегодня - объектом Всемирного наследия.





История

Примерно 4500 лет назад страной Ланка управлял мудрец Пуласти – создатель традиционной медицинской системы «аюрведа», он был дедом великого короля Раваны, который принес Ланке максимальный расцвет в то время. Равана также создал отдельную высокоразвитую цивилизацию и управлял десятью королевствами мира одновременно. Во время правления мудреца Пуласти столицу Ланки называли в честь его имени Пуластипура («Пуласти» – имя правителя, «пура» - город). Со временем название города переродилось в Полоннаруву. В исторические времена Полоннарува всегда оставалась одним из главных городов Ланки и даже в тот период, когда Анурадхапура была столицей острова, Полоннарува оставалась вторым по величине и важности городом Ланки.

Благодаря своему высокому развитию, Полоннарува всегда притягивала к себе жителей острова. Чтобы разрешить проблему засушливого климата равнинной зоны, в этом районе было создано много водохранилищ и систем орошения для сельского хозяйства. Правившие Анурадхапурой монархи также использовали Полоннаруву в качестве укреплённого аванпоста. Согласно легендам, южноиндийские и малазийские наёмники использовались для охраны Полоннарувы в течение различных периодов.
Правившие Анурадхапурой короли способствовали развитию в этом районе систем орошения, что привело к расцвету сельского хозяйства. Особого упоминания заслуживают следующие правители: 

Васабха (65 - 106 годы н. э.), создавший канал Элахера
Махасена (274 - 301 годы н. э.), создавший водохранилища Миннерия и Кавдулла
Упатисса II (365 - 404 годы н. э.), создавший водохранилище Топавева
Аграбодхи II (571 - 604 годы н. э.), создавший водохранилище Гиритале








Королевство Полоннарува

Первым правителем, жившим здесь во время существования королевства Анурадхапура, был Аграбодхи IV (667 - 685 годы н. э.). Историческая хроника «Махавамса» содержит упоминание о том, что король Аграбодхи III построил в этом месте монастырь..

Постоянные вторжения со стороны Южной Индии принесли значительный ущерб Анурадхапуре и Полоннаруве. Tамилы, будучи индуистами, проживали на территории Ланки в течение нескольких веков. Факты указывают на то, что во времена переворотов Ланка оказывалась под южноиндийским влиянием. Во время чольско-пандийских войн в Индии Ланка предоставляла помощь пандиям, но те были повержены чолами. Следуя за этим поражением, пандийский король Раджасингха II прибыл на Ланку с королевскими регалиями и, оставив их там на безопасное хранение, бежал в Кералу. Просьба чолов выдать королевские регалии, направленная королю Удая IV, правившему в то время, была встречена отказом и послужила причиной вторжения чолов на территорию Ланки.






Вторжение чолов

Одним из самых трагических моментов ланкийской истории является вторжение чолов, которое произошло в 984 году н. э. Это было время правления короля Махинды V, который отличался добрым нравом и не очень… Они разорили Анурадхапуру, захватили Полоннаруву и установили чольскую власть над этими территориями. Двадцать четыре года спустя чолы захватили короля Махинду V и сослали его в королевство чолов, где тот скончался в 1029 году, будучи пленником. Эти события хорошо раскрывают сущность правления чолов на Ланке. Во время своего 73 летнего господства, чолы использовали Полоннаруву как центр управления. В это же время, значение буддизма уменьшалось, уступая место поклонению Шиве, и было построено большинство шиваистских храмов. Исторические факты указывают на то, что Южная Индия значительно повлияла на культурное наследие Шри-Ланки.





Виджаябаху I (1055 - 1110 годы н.э.). Освобождение от захватчиков

Вызов правлению чолов, которое продолжалось достаточно долго, был брошен принцем Кирти с юга страны, воспитанным военным генералом Буддхараджа (или Буданнаяка). Он был коронован под именем Виджаябаху в районе Катарагама на юго-востоке Ланки, и основал маленькое королевство в регионе Рохана. Он создал и подготовил большую армию для освобождения страны от чольского ига. Но первые две попытки не увенчались успехом. И только с третьего раза, когда Виджаябаху с трех сторон направил войска на область Раджарата (одна из трёх областей, из которых состояла Ланка в 11-13 вв. н.э. с центром в Полоннаруве). В переводе «раджа» значит король, «рата» - страна (страна королей). Раджарата находилась под чольской властью, и королю удалось разгромить противника и освободить страну. Церемония его коронации как единого правителя Ланки состоялась в 1055 году в Анурадхапуре по древней традиции, согласно которой введение на престол предстоящего правителя всей страной должно было происходить в месте правления последнего короля Ланки. Для этого в очень короткие сроки была построена резиденция короля, фундамент которой сохранился и по сей день. Впоследствии он установил центр правления в Полоннаруве и превратил ее в хорошо укрепленный город, защищенный стенами и рвом.




Виджаябаху восстановил для буддистских монахов церемонию посвящения в высший духовный сан – Упасампада –, призвав посвящённых монахов из Бирмы. Это было необходимой мерой в поддержке буддизма, так как чолы - индуисты, во время последней атаки Анурадхапуры в 984 году н.э. собрали всех буддистских монахов высшего сана в одном здании и сожгли. На Ланке больше не осталось монахов, уполномоченных проводить посвящение в высший духовный сан.

Восстановив заброшенные водохранилища, Виджаябаху вернул к жизни сельское хозяйство и, поощряя контакты с другими странами, подтолкнул к развитию торговые отношения. Он вошёл в историю героем-освободителем от чольского ига и хранителем сингальской нации в Ланке. После его смерти Полоннарува погрузилась в период нестабильности и междоусобных войн, целью которых была борьба за власть между соперничавшими кланами.





Паракрамабаху Великий (1155 - 1186 годы н.э.)

В 1155 году король Паракрамабаху, который правил на юге страны, стал королём всего острова со столицей королевства в Полоннаруве. Будучи зрелым государственным деятелем, одарённый организаторскими способностями, Паракрамабаху мирно управлял страной, строя и возрождая крупномасштабные системы орошения. Среди сфер его деятельности историческая хроника «Чулавамса» (малая историческая хроника, продолжение Махавамсы) сообщает о развитии западного региона «сухой зоны», о строительстве государственных учреждений и работах, направленных на улучшение архитектуры. Он строил монастыри в Анурадхапуре, поощряя буддизм, и совершенствовал оборонительные сооружения Полоннарувы. Он является создателем крупного водохранилища Паракрамасамудрая (Море Паракрамы), объединившего пять небольших искусственных озера. После его смерти правителем Ланки стал Виджаябаху II, но через год после его коронации он был убит в результате сговора.

Король Ниссанкамалла (1187 - 1196 годы н. э.)

Король Ниссанкамалла считается создателем многих великих сооружений в Полоннаруве, которые он закончил за короткий промежуток времени. Хроники содержат мало информации о Ниссанкамалле, который стал королём в 1187 году, но многое о его важности можно почерпнуть из огромного количества надписей, оставленных им на различных сооружениях. Он утверждал, что является сыном короля Джаягопы из страны Калинга (нынешняя территория штатов Орисса, Западная Бенгалия и Джхаркханд в Индии), а мать его была младшей сестрой короля Паракрамабаху Великого. Этот факт он упоминает даже в надписи на каменной плите Ратнамали в Полоннаруве. Другие могущественные короли, правившие во время периода Полоннарувы, часто женились на принцессах из Калинги, что привело к укреплению влияния этой страны на Ланку.



Вторжение Калинга Магха

После смерти Ниссанкамаллы примерно 11 королей и королев правили в Полоннаруве до вторжения принца Магха в 1214 году н. э., прибывшим из Калинги. Нередко эти правители призывали на помощь тамильские силы из Индии, а впоследствии они начали борьбу друг против друга. Прибывающие силы опустошали страну, о чём можно сделать вывод из надписи на каменной мемориальной доске в районе Минипе. Магха правил страной 40 лет. И хотя Чулавамса утверждает, что он уничтожал буддизм и буддистские книги, существуют доказательства, что это уничтожение началось ещё с более ранних времён. Влияние Калинги проникло в страну ещё во времена короля Паракрамабаху. Будучи буддистами, люди из Калинги не были патриотами, что провоцировало частые конфликты между ними и ланкийцами.







Запустение Полоннарувы

Местные жители покидали Полоннаруву из-за вышеупомянутых конфликтов, и к концу первой четверти 13 века город вовсе опустел. Следующие пятьсот лет здесь правили джунгли, которыми порос город, а район был обозначен, как зараженный малярией регион страны.

Во время британского правления Полоннарува вновь привлекла к себе внимание, были предприняты действия по её восстановлению. Работы по раскопкам и сохранению в регионе Полоннарувы, известном под названием Алахана Паривена, доверили отделу археологических исследований Университета Перадении и были выполнены в ходе реализации «Проекта Культурного Треугольника» археологами университета и несколькими архитекторами-восстановителями.

Статуя Короля или Мудреца

Англичане утверждали, что изображение принадлежит королю Паракрамабаху Великого, но с обратной стороны статуи можно разглядеть надпись «Пулатиси», что опровергает версию о короле.

Потгул Вехера (Монастырская Библиотека)

Округлое здание на возвышенности, расположенное напротив статуи, известной как Статуя Пуласти, называется Потгул Вехера или монастырская библиотека. Вход в здание украшает каменная дверная коробка. Считается, что купол здания был построен целиком из кирпича, используя ступенчатую кладку. Вся внутренняя стена была когда-то расписана. Четыре маленькие ступы располагаются в углах верхней возвышенности. На нижней возвышенности находились монашеские кельи. Надпись гласит, что это сооружение было построено королём Паракрамабаху.

Но очень сомнительным считается факт использования этого здания как библиотеки в виду следующих причин: 1) в здании нет окон, что препятствовало проникновению света; 2) если считать, что в этом здании хранились книги, то должны были быть какие-либо полки или шкафы для их размещения, но в таком случае непонятно, зачем стены были расписаны; 3) похожие здания всегда использовались для хранения статуй Будды.






Паракрама Самудрая (Море Паракрамы)

Величайшее оросительное сооружение короля Паракрамабаху – Паракрама Самудрая – было создано путем объединения пяти небольших искусственных озёр. Водохранилища в Гиритале, Миннерии, Кавудулле и Кантале - части одной оросительной сети. Паракрама Самудрая было наполнено благодаря строительству дамбы на реке Амбанганга и каналу из водохранилища в Гиритале. Длина дамбы 12,5 км. Это одна из самых длинных дамб в мире. Реконструкции привели к небольшим изменениям этой древней оросительной системы.

Археологический музей и информационный центр

Хорошо оборудованный музей артефактов, найденных при раскопках в Полоннаруве, построен в ходе реализации проекта Центрального Культурного Фонда по восстановлению района Алахана Паривена. Справа у входа зал с аудио- и видеотехникой. В первой части музея представлены экспозиции, повествующие о значительных периодах в истории со времен Анурадхапуры до периода Полоннарувы. Вторая часть музея представляет культуру и быт людей времен Полоннарувы. Другие части музея содержат план города и дворцового комплекса, артефакты и описания исторических международных отношений. В последнем зале музея - богатая коллекция индуистских бронзовых статуй на различные религиозные темы, распространённые в период Полоннарувы.





Парки и водоемы

Водоемы, вода к которым поступает по трубам из Паракрама Самудры, считаются творением короля Паракрамабаху. Одна из надписей на каменой доске утверждает, что квадратные пруды были сооружены королём Ниссанкамаллой. Пруд Ниссанкамаллы в парке Дипауяна известен под названием Ананта Покхарани.

Мавзолей

Маленькое здание в Дипауяне с облицованными штукатуркой стенами названо мавзолеем. Предназначение этого здания, однако, не определено. Подобное здание находится и у дворца Паракрамабаху. Возможно, сооружение символизирует центральную гору Вселенной - Махамеру.

Дворец Ниссанкамаллы

Руины возле мавзолея считаются останками дворца Ниссанкамаллы. Согласно надписям на каменных досках он решил построить для себя новый дворец, не захотев жить во дворце, построенном другим королем.

Парламент и зал Ниссанкамаллы

Трон короля, известный как «львинный трон», - поддерживается величественной скульптурой льва, на животе которого надпись. Здесь также можно увидеть трон наследника. Крышу красивого здания поддерживали четыре ряда каменных колонн. Надписи на столбах доказывают существование четкой иерархии в королевской системе того времени – каждый из них подписан как рабочее место определённого должностного лица. Такое расположение также дает возможность понять, кто был приближен к королю и кому он доверял больше всего.

Дипауяна. Сад на острове

Этот парк на острове - творение Паракрамабаху. Остров расположен рядом с домом отдыха на берегу Паракрама Самудры, неподалёку от крепости Ниссанкамаллы. На острове находились некоторые королевские сооружения, включая купель.



Дворец Паракрамабаху


Кирпичное здание на территории внутренней крепости - Дворец Паракрамабаху. Хроники описывают дворец в мельчайших деталях, упоминая семь этажей и множество комнат. Дворец также известен под названием Вайджаянта Прасадая ( «огромное здание со всеми современными удобствами»). Возле входа находится большой зал, который, исполнял роль зала для аудиенций. Стены здания необычайно толстые, а крыша и этажи были деревянными. Различные меньшие по размерам здания можно увидеть к югу и востоку от дворца. Видимо, они предназначались для королев и других высокопоставленных лиц.

Конференц-зал Паракрамабаху

Зал – классический пример искусства древних мастеров каменной кладки. У входа в зал находится лунный камень и ступени, украшенные статуями макара - мифических существ индуистской мифологии. Над ними расположены статуи львов. Считается, что этот зал для аудиенций был специально построен королем для советников и юристов. Дизайн здания не сочетается с древними традициями. Например, лунный камень, балюстрады и другие присутствующие в этом здании элементы прежде использовались только при строительстве монастырей.

Кумара Покуна. Купель Короля

Этот пруд находится между внутренней стеной и существующим сегодня каналом, который находится за конференц-залом. Возможно, купель была частью парка Паракрамабаху, известного под названием Нандана Уяна. Она состоит из павильона и уборной. Отличительная черта - использование фонтанов для купания. Множество каменных прудов, разбросанных по всей территории Полоннарувы, использовались для хранения запасов воды. Следует учитывать тот факт, что этот бассейн находился за пределами территории резиденции королевской семьи – на территории монастырского комплекса, который окружал резиденцию. Поэтому предположение об использовании этой купели представителями королевской семьи сомнительно.

Шива Девалая 1

Шива Девалая 1 - масштабный каменный индуистский храм возле Священного Четырехугольника. Он занимает важное положение почти у входа в крепость. Поклонение Шиве берет начало в Южной Индии. Этот храм 13 века с учетом традиций пандийской архитектуры известен тонкой резьбой по камню, особенно фигурами лотосов. Сорт камня, использовавшийся в строительстве, не местного происхождения, а был привезён из других мест. Найденную здесь коллекцию бронзовых статуй можно увидеть сегодня в Музее Коломбо. Большинство статуй изображают Шиву вместе с его женой Парвати или танцующего Шиву. Груда кирпичей в этом месте указывает на то, что крыша была построена с использованием кирпичной кладки.








Священный Четырехугольник

От Храма Шивы по ступеням справа, мы попадаем на территорию Священного Четырёхугольника. У основания ступеней находится небольшой ров с водой, в котором, по древней традиции, должны были омыть ноги пришедшие совершить поклонение. Почти все здания на территории Священного Четырёхугольника, построенные различными правителями, отражают архитектурные традиции периода Полоннарувы. Различные строения объединены в монастырский комплекс. Расположенные бок о бок буддистские и индуистские храмы указывают на то, что буддизм и индуизм бесконфликтно сосуществовали в одно и то же время. Другая отличительная черта этого места - то, что лунный камень, в отличие от лунного камня в Анурадхапуре, не содержит изображения быка. Возможно, это связанно с тем, что быку Нанди поклонялись как перевозчику бога Ишвары.

Ватадаге. Круглый Дом Реликвий

Круглое здание слева при входе на территорию Священного Четырёхугольника - Ватадаге. Вход в здание украшают расположенные у начала ступеней изящный лунный камень и охранные камни. Все охранные камни здесь прекрасно сохранились. В Ватадаге можно попасть, преодолев пролет из 8 ступеней, обрамленных фигурами карликов. Каменные статуи Будды здесь - прекрасные образцы искусства. Еще здесь можно увидеть статую кобры с семью капюшонами и каменную фигуру, украшенную резьбой. Ватадаге несколько раз подвергался реставрации во время правления различных королей, что привело к добавлению новых элементов. Пять кругов колонн – три снаружи и две внутри – поддерживали деревянную крышу. Здание является свидетельством высокого уровня архитектуры в тот период. Находящаяся в музее модель довольно подробно показывает, каким было это здание в завершенном виде.

Тхупарама. Дом с Изображением Будды

Кирпичный монастырь со сводом также известным как «гедиге» (стиль строительства здания полностью из кирпича, включая крышу), похож на дома с изображениями Будды Ланкатилака и Тиванка. Архитектура сооружения напоминает те формы, которые использовались во времена Анурадхапуры. Внутри здания несколько статуй Будды, вытесанные на специальном мраморе, который отражает солнечный свет. Так был создан эффект освещения помещения изнутри. Прекрасное состояние этого здания, которое было заброшено в течение почти 600 лет, свидетельствует о превосходстве древних архитектурных традиций.

Бодхигхара

Это сооружение когда-то охраняло дерево Бодхи, которое почитается буддистами как дерево, под которым Будда достиг просветления. Храм дерева Бодхи - неотъемлемая часть буддистского монастыря.






Ниссанкалатамандапа

Надпись на каменной доске гласит о том, что это здание - творение короля Ниссанкамаллы. По убеждению английских историков в этом месте король слушал буддистские проповеди, но предназначение здания говорит о том, что на самом деле здесь народ совершал поклонения Зубу Будды. Внешние стены здания в форме деревянной ограды, украшенной орнаментом и соединённой каменными балками, напоминают ограду в монастыре Джетавана в Анурадхапуре. В центре здания расположена высеченная из камня небольших размеров ступа с обрезанным верхом, которая, возможно, использовалась как подставка для Зуба Будды во время поклонения.
Колонны здания необычной формы, символизируют стебель лотоса, увенчанного цветком. Это очаровательное здание ярко свидетельствует о мастерстве строителей периода Полоннарувы.

Храмовая Комната

В этом разрушенном здании к северу от Ниссанкалатамандапы можно увидеть статую лежащего Будды. Здание, включая статую Будды, было целиком выполнено из кирпича.

Статуя Бодхисатва

Неподалёку от Ниссанкалатамандапы находится статуя, которая, как полагается, изображает будущего Будду - Бодхисатву. Статуя, некоторые части которой отсутствуют, повернута лицом к Храму Зуба Будды или Атадаге. Глаза Бодхисатва и глаза статуи Будды в середине храма Атадаге «смотрят» друг на друга и расположены на одном уровне.

Атадаге. Храм Реликвий

По-сингальски Атадаге значит Восьмой Дом Зуба Будды. Это здание, известное также как Далада Мандира и построенное королём Виджаябаху I, являдось Храмом Зуба Будды. Зуб хранился на верхнем этаже вместе со священной чашей, а на первом этаже находились священные изображения. Надпись на каменной доске на тамильском языке недалеко от здания рассказывает о том, как надо охранять Зуб. Виджаябаху использовал наемных солдат веллайккара в качестве охранников. Надпись также упоминает о ритуале Нетрамангала, который посвящался изображению Будды.

Хатадаге. Храм Реликвий

По-сингальски Хетадаге значит Шестидесятый Дом Зуба Будды В это здание, которое считается третьим зданием, построенным наряду с Храмом Зуба Будды, можно попасть, пройдя по крыльцу. Король Ниссанкамалла пожертвовал своих сына и дочь ради буддизма, и получил их обратно после строительства этого храма. Первый этаж здания выполнен из камня, а второй, скорее всего, из дерева. На крыльце можно увидеть изображённых на штукатурке музыкантов и танцоров, участвующих в шествии. Храм, размеры которого составляют приблизительно 40 на 30 метров, содержит три статуи Будды.




Галпота. Каменная Книга

Находящийся на восток от Хетадаге, этот памятник представляет собой надпись, сделанную Ниссанкамаллой. Это самая большая надпись подобного рода на Шри-Ланке. Ее размеры - 8 на 4,30 метра. Символизируя манускрипт, сделанный из пальмовых листьев, этот памятник также известен под названием Галпота. Считается, что огромный валун для этого памятника был доставлен в Полоннаруву из Михинтале. Узкая вертикальная сторона памятника содержит изображение двух слонов, поливающих водой богиню Лакшми, и указывает на индуистское влияние. Надпись на памятнике гласит, что только выходцы из Калинги могут стать королями. Также она описывает процесс установления торговых отношений с другими странами. На памятнике ещё можно увидеть изображение лебедя и вьющегося растения.

Стмахал Прасадая

Кирпичное здание – это ступа необычной ступенчато-пирамидальной формы. Подобные постройки также есть на севере Таиланда. Возможно, здание было построено с целью привнесения необычных форм в ансамбль Священного Четырёхугольника. Похожие строения можно увидеть в странах Юго-Восточной Азии, в которых процветает буддизм. Сатмахал Прасадая, возможно, символизирует связь с этими странами. Первый шри-ланкийский археолог профессор Сенерат Паранавитана упоминает, что подобные здания существовали даже в период Анурадхапуры. Высота Сатмахал Прасадая делает это здание соразмерным монастырю Ват Кукут в северном Таиланде.






Упосатхагхара. Дом Собраний

Строение между Хетадаге и Сатмахал Прасадая, вероятно, использовалось, как дом собраний – Упосатхагхара.

Пабалу Вехера

Кирпичная ступа справа от Священного Четырёхугольника - Пабалу Вехера. Эта средних размеров ступа имеет плоский верх. Существующая сегодня форма здания является результатом восстановительных работ археологов, и от неё, в частности, происходит название сооружения. Ступени ведут ко второму кругу у основания ступы, а вход в неё обрамлён каменной дверной коробкой. Вокруг ступы расположены статуи Будды и несколько домов с его изображениями. По легенде ступа построена в честь королевы Рупавати, супруги короля Паракрамабаху.

Шива Девалая 2

Индуистский храм, расположенный возле Пабалу Вехера, известен как Шива Девалая 2. Он построен во время правления чолов в Полоннаруве в посвящение королеве Ванаванма Деви – жене короля Раджараджа. Храм является ярким примером южноиндийской архитектуры. В центре храма находится лингам (детородный орган) индуистского Бога Шивы. Вокруг храма можно увидеть несколько изображений быков, которые напоминают о быке Нанди, перевозившем Шиву.

Северные Ворота Города

На стыке дорог старого города находится древняя стена. Оснащенная ровом и сторожевыми комнатами, она свидетельствует о глубокой заботе о безопасности города, которую проявляли Виджаябаху и Паракрамабаху. Среди некоторых статуй индуистских богов стоит отметить статую Ганеши, которая сейчас находится на экспозиции в Археологическом музее. По обе стороны дороги, которая ведет от Алахана Паривена к зданию Храма Зуба Будды, можно увидеть руины буддистских монастырей и индуистских храмов - Вишну Девалая и Ганеша Девалая.

Меник Вехера

По-сингальски Меник Вехера означает Ступа с Драгоценными Камнями. Монастырский комплекс Меник Вехера находится в парке к северу от стены на северной границе древнего города. Здание покоится на возвышенности и поддерживается высокими стенами. Вокруг кольца у основания ступы находятся скульптуры львов из терракоты. Резная дверная коробка указывает на то, что ступа, возможно, имела крышу. Центр строения, вероятно, был открытым. В дополнение к ступе, монастырь включает в себя также несколько домов с изображениями и Бодхигхара – Храм Дерева Бодхи. Вокруг этой ступы при раскопках было найдено много драгоценных камней.

Ранкот Вехера. Ступа с Золотым Верхом

Большая ступа слева от входа в комплекс Алахана Паривена – это РанкотВехера. Два пролета каменных ступеней ведут ко входу. Работы по строительству этой ступы были начаты королём Паракрамабаху, а закончены – королём Ниссанкамаллой. Ступа высотой 53 метра подверглась разрушению и была реконструирована во время британского правления. Окончательная реконструкция проведена в ходе «Проекта Культурного Треугольника» под эгидой ЮНЕСКО. Слева от ступы было сооружено несколько прудов, которые служили источниками воды для буддистских монахов.



Монастырь Возле Ранкот Вехера

Заброшенная возвышенность на юге от Ранкот Вехера - монастырский комплекс. Он включает в себя ступу, храм дерева Бодхи, дом с изображениями и, возможно, небольшой дом собраний. Монастырь относится к типу монастырей, известному как Паббата Вихара, что по- сингальски означает Монастырь на Горе

Больница Монахов

Следуя от Ранкот Вехера к Алахана Паривена, посетители могут ознакомиться с монашеской больницей, которая сравнительно недавно была открыта археологами «Проекта Культурного Треугольника». Уникальный монумент рассказывает многое о системе здравоохранения в Полоннаруве 12 века. На территории больницы была расположена лечебная ванна – Бехет Орува (Лекарственная Лодка). Она использовалась для лечения пациентов, подвергшихся змеиным укусам или страдающих от артрита, артроза и т.д. Во время раскопок здесь обнаружены хирургические и медицинские инструменты, которые сегодня представлены в Музее Полоннарувы.

Гопала Паббата

У южной границы Алахана Паривена находится естественное скалистое образование под названием Гопала Паббата (Гора Пасущего Коров), в котором присутствует несколько пещер. Одна из пещер известна под названием Мадалая Алена (Пещера Мадалая). Она стала источником некоторых легенд, которые повествуют о заселении этого региона людьми. На своде пещеры присутствует надпись, которая была сделана во 2 веке до н. э. В то время представители элиты часто дарили монахам пещеры. Считается, что эта пещера также была подарена монахам главой клана, которого, возможно, звали Мадалая.

Алахана Паривена

Алахана Паривена - большой монастырский комплекс, построенный Паракрамабаху I и предназначенный для обучения монахов. Согласно хронике Чулавамса северной границей комплекса является Гал Вихара (Древняя Уттарарама), а южной – Гопала Паббата. Монастырь был назван Алахана Паривена, что значит Кремационный Монастырь. До постройки монастыря это место использовали для кремаций и захоронения. После постройки здесь продолжали кремировать представителей верховного духовенства и членов королевской семьи.
Алахана Паривена построен на холме, поверхность которого поделена на несколько уровней. Священные постройки, Баддха Сима Прасадая (Здание Суда), Ланкатилака (Дом с Изображением Будды) и Ступа Кири Вехера находятся на вершине холма, а места проживания монахов, купальни, колодцы, столовые и т. п. - на нижних уровнях. При раскопках «Проектом Культурного Треугольника» здесь найдено много интересных памятников и артефактов.

Баддха Сима Прасадая. Здание Суда

Баддха Сима Прасадая, или Здание суда, находится на высшей точке комплекса Алахана Паривена. Монахи использовали это здание для прослушивания дисциплинарного кодекса. В самом центре, на возвышении, находилось место, где располагался главный монах или сокровищница. Покрытые изящной резьбой колонны с изображением Пурна Гхаты располагались снаружи вокруг здания, указывая на эклезиастическое предназначение постройки. Здесь также можно увидеть ступенчатые окна, характерные для периода Полоннарувы. Дом насчитывал двенадцать этажей.




Ланкатилака. Дом с Изображением Будды


На севере от Баддха Сима Прасадая находится Дом с Изображением Будды - Ланкатилака. Это большое кирпичное здание было построено королём Паракрамабаху Великим. Статуя Будды, голова которого отсутствует, имеет в высоту 14 метров. Согласно хроникам здание насчитывало пять этажей, и было украшено изображениями различных вьющихся растений, цветов и фигурами богов. Здание построено из кирпичей очень большого размера. Следует также отметить небольшую группу ступеней, которые вели к верхней галерее. Выход был построен в стене передней части дома, чтобы молящиеся могли покинуть храм, не поворачиваясь спиной к Будде, согласно традиции. Это строение, основание которого 41 на 22 метра, возможно, изначально достигало 33 метров в высоту. Напротив этого здания можно увидеть строение с колоннами, которое принято считать Бодхигхарой. Но некоторые источники предполагают, что здесь находился павильон барабанщиков.

Кири Вехера. Молочная Ступа

Считается, что ступу Кири Вехера к северу от Ланкатилака построил король Паракрамабаху в память о своей супруге, королеве Субхадре. Также есть мнение, что здание построено самой королевой. Эта ступа, сохранившая оригинальную облицовку, - одна из наиболее сохранившихся ступ на Шри-Ланке. Высота постройки - приблизительно 32 метра.

Гал Вихара. Каменный Монастырь

Известное в хрониках как Гал Вихара или Уттарарама (Северный Монастырь), это место – наиболее выдающийся и символичный памятник искусства периода Полоннарувы. Этот великий религиозный комплекс, созданный Паракрамабаху, включает в себя четыре каменных статуи, вырезанных из гранитной скалы. Первая статуя – сидящий в медитативной позе Будда. Вторая – статуя в углублении под названием Виджадхара Гуха с надписью, сделанной рядом. Третья статуя – стоящий Будда. Четвёртая – лежащий Будда. Место первой статуи Будды в медитативной позе украшают скульптуры льва и символа, известного под названием Ваджра. Голову Будды обрамляет красивый ореол. Рядом со статуей в углублении можно увидеть статуи Брахмы и Вишну. Предполагается, что эта статуя символизирует просветление Будды. Надпись рядом с углублением известна под названием Полоннару Катикавата. Она описывает правила, установленные монахами.

Историк Белл утверждает, что стоящий Будда со скрещёнными на груди руками символизирует Ананда Тхера (Монах Ананда) во время смерти Будды – Париниббаны. Но, согласно историку Прематиллаке, эта статуя символизирует вторую неделю после просветления, когда Будда выразил почитание дереву Бодхи, под которым он достиг просветления. Лежащая статуя Будды, длинна которой около 15 метров, символизирует Париниббану, т. е. смерть Будды.






Дамила Тхупа

Это самая большая ступа в Полоннаруве. Диаметр у основания - 200 метров. С первого взгляда, она может показаться незаконченной попыткой превратить существующий холм в ступу. Раскопки, проведённые в ходе «Проекта Культурного Треугольника», действительно показали, что ступа была построена вокруг существующего кварцитового холма. В центре плоского верха ступы находится еще одна ступа меньших размеров. Если бы удалось закончить возведение этой ступы, она была бы самой высокой в мире и составляла бы больше 210 м в высоту, но из-за смерти короля Паракрамабаху Великого строительство остановилось.









Тиванка. Дом с Изображением Будды

Дом с изображением Будды к северу от Пруда Лотоса заслужил славу по нескольким причинам. Здесь находится одна из самых высоких кирпичных статуй Будды. Ее название – Тиванка – означает Согнутый в Трёх Местах – плече, бедре и колене. Храм также содержит уникальную коллекцию стенных росписей. Поклонники Будды могли ходить вокруг здания и совершать поклонение в специально отведенном пространстве между первой и второй стенами. Наиболее значимые росписи находятся на внутренних стенах. Крыльцо и передняя часть здания содержат изображения историй «Джатака» – повести о предыдущих рождениях Будды, а на части под потолком – антрале – можно увидеть историю о том, как Боги просят Бодхисатву в небесах Тусита о его рождении в мире людей. Внутренние росписи изображают различные истории из жизни Будды. Одна до сих пор различимая роспись изображает «снисхождение Будды с небес по лестнице Санкхасса». Наружные стены покрыты декоративными изображениями богов на троне, других божественных существ, карликов, Бохдисатвы, лебедей, львов и лотосов. Считается, что этот дом изображений в определённой степени отображает индуистское влияние.








Наипена Вихара. Индуистский Храмовый Комплекс

Два индуистских здания к югу от выезда на главную дорогу между Полоннарувой и Хабараной известны как Наипена Вихара. Это руины индуистского храмового комплекса, который включал в себя храм Шивы и храм Вишну. Название Наипена Вихара (Храм Капюшона Кобры) произошло от украшения в форме капюшона этой змеи на ступике храма Вишну. Храм на юге от Наипена Вихара посвящен богу Шиве. Эти строения сооружены во время пребывания Полоннарувы под южноиндийским влиянием. Рядом расположены несколько других храмов Шивы. Большинство изображений Шивы, которые сегодня можно увидеть в археологическом музее Полоннарувы, было найдено в этом месте.

Васанта Малигава. Весенний Дворец

Васанта Малигава – творение короля Паракрамабаху . Он находится на дороге, ведущей к Паракрама Самудрая. Ветра над озером приносят этому месту приятную прохладу. Традиция строить летние дома для королей просуществовала со времен Анурадхапуры до кандийского периода.









Питидана Мандапа


Король Ниссанкамалла построил грандиозный зал на месте подаяний просящим милостыню. Место строительства зала находится ближе к скоплению индуистских храмов, в стороне от дороги между Полоннарувой и Хабараной. От этого здания сегодня остался лишь бугор, покрытый растительностью. Рисунки ранних археологов показывают, что постройка состояла из двух частей. Надпись, найденная в этом месте, гласит, что король основал здесь фруктовый сад. Собранные плоды предназначались исключительно для просящих милостыню. Если другие люди нарушали это правило, то они лишались своего имущества и сами были вынуждены просить подаяние.










Нелум Покуна. Лотосный Пруд

Вырезанный из камня в форме лотоса пруд известен, как Нелум Покуна (Лотосный Пруд). Он находится в западном направлении от дороги, ведущей к Тиванка (Дом с Изображением Будды). Стены округлого пруда образованы ступеньками, которые постепенно уменьшаются, спускаясь ко дну. Археологи утверждают, что столь утончённые пруды являются тем творением архитекторов Полоннарувы, которым они, за счет эстетического многообразия, стремились искупить отсутствие грандиозности, которая присутствовала в Анурадхапуре. Другие такие пруды в форме лотоса, в которых, скорее всего, находилась вода для монахов, можно обнаружить сегодня на территории монастыря. Заросшие лесом, они покоятся в руинах, ожидая своего восстановления.





Экскурсия по историческим памятникам Полоннарувы — прекрасный повод познакомиться с историей сказочной Шри-Ланки. Поездка очень рекомендована Вам, когда Вы отдыхаете в Полоннаруве, Сигирии или в Северной и Центральной частях Шри-Ланки. 

О своем желании посетить исторические объекты Полоннарувы сообщите, пожалуйста, менеджеру Ланкарус в отеле городов Полоннарува, Сигирия, Дамбулла, Баттикалоа, Калкуда / Пассикуда, Нилавели, Тринкомали.
info@lankarus.com

Комментариев нет:

* Все материалы защищены авторским правом.
Публикация без уведомления компании Lankarus запрещена.

Поделиться