Риди Раджа Маха Вихарайя - Ridi Raja Maha Viharaya

Риди Вихара – буддийский пещерный храм, расположенный около деревни Ридигама, что в 19 км. к северо-востоку от Курунегалы — административного центра Северо-Западной Провинции.
Комплекс Риди Вихара состоит из двух объектов: расположенных около высокой скалы строений и пещерных храмов — собственно Риди Вихара, и находящегося немного в стороне невысокого скального холма Сарасум Гала со ступой и древними пещерными кельями.
История Риди Вихара ведет свой отсчет со II столетия до н.э., о чем свидетельствуют обнаруженные здесь наскальные надписи, выполненные древним письмом брахми.
Название деревни дословно с сингальского значит «Серебряная деревня» (Ridi – «серебро» + gama «деревня»), а названия храмового комплекса, как «Серебряный храм» (Ridi + vihara), что связано с преданием о чудодейственном обнаружении здесь месторождения серебра. Описание этой истории приводится в сингальской «Большой хронике» – Махавамсе.
Однажды путешествующий с караваном повозок купец увидел близ высокой скалы дерево джекфрута с единственным, но огромным плодом. Купец решил им полакомиться, остановил свой караван и срезал плод. В это время мимо него проходили четыре странствующих монаха, которые были особо уважаемыми старцами-тхерами. Полный благочестия купец пригласил старцев присесть и наполнил соком джекфрута их чаши для подаяний. Тхеры приняли дар купца и отправились дальше. Тогда купец воскликнул, что хочет пожертвовать всю еду благородным монахам, и перед ним появились еще четыре странствующих старца, которые приняли от него в дар мякоть плода. Трое из них отправились дальше, а один, Индрагупта Тхера, остался с купцом. По окончанию их совместной трапезы, он указал благочестивому купцу на пещеру, в которой находилось сказочное количество самородного серебра. Купец нагрузил свои повозки огромными кусами серебра, нарубленными им в пещере, и отправился с драгоценным грузом в Анурадхапуру к царю Дутугемуну. Махараджа Дутугемуну правил островом в 161-137 г.г. до н.э. Все добытое в пещере серебро правитель направил на праведное дело – сооружение знаменитой ступы Махатупа, ныне известной как Руванвели Сайя. А на месте, где было найдено серебро, царь повелел построить монастырь Риди Вихара и подарил этому монастырю статую Будды, покрытую золотом.

Парковка храмового комплекса расположена недалеко от входной арки на территорию Риди Вихара, на которой, помимо исторических объектов, находится действующий монастырь и различные вспомогательные строения и сооружения.
От входной арки c уклоном немного вверх идет широкая дорожка, огороженная с обеих сторон традиционной волнообразной «триратна-оградой», которая по-сингальски называется «валакулу бемма».
Ограда «велакулу бемма» — это ряд повторяющихся треугольных элементов, каждый из которых в свою очередь состоит из трех треугольников с расположенными по центру треугольными же отверстиями и символизирует буддийскую триратну («Три драгоценности»: Будда, учение Дхарма, монашеская Сангха).
Дорожка заканчивается Т-образным перекрестком – мощеной площадкой перед воротами небольшого хозяйственного строения. Отсюда, свернув налево, можно пройти к скале и храмам Риди Вихара, а повернув направо – подняться по лестнице к скальному холму со ступой, смотровой площадкой и древними пещерными кельями.

Деревья Бодхи и Храм на месте угощения джекфрутом

На территории Риди Вихара находятся два священных дерева Бо: одно на расположенной уровнем ниже огороженной территории (там же, где и все основные строения и скала). Другое – немного не доходя до входного портала, сразу после дхармасалы – приземистого темно-желтого павильона под черепичной крышей, предназначенного для отдыха паломников.
Территория основных храмов Риди Вихара расположена на нескольких уровнях и огорожена традиционной «триратна-оградой». Чтобы попасть внутрь, надо миновать небольшой портал с арочным проемом и по ступенькам спуститься на первую террасу.

С этого уровня хорошо видно расположенное слева и ниже уровнем второе дерево Бод, а на самой террасе справа находится «Храм на Месте Угощения Джекфрутом» («Waraka Velandu Viharaya).
Храм Варака Веланду построен в южноиндийском стиле и имеет типичную компоновку индийского храма: небольшое квадратное святилище (гарбагриха), к которому примыкает открытый вестибюль с колоннадой – мандапа. Скорее всего, храм был построен как тамильский ковил (индуистский храм), но ничего достоверного о его происхождение и истории неизвестно. По архитектурному стилю этот храм датируется периодом Полоннарувы, то есть XI веком н.э.

В качестве задней стены храма выступает скала, а его передняя и боковые стены сложены из разноразмерных каменных блоков. Мандапа храма расположена на невысокой платформе и представляет собой небольшой портик, каменная крыша которого уложена на профилированные прогоны, опирающиеся на капители восьми фигурных колонн. Боковые грани прямоугольных участков колонн украшены барельефами: у основания – фигурами копейщиков, лучников и танцующих девушек, а в средней части – лотосовыми медальонами. Перекрытие мандапы выполнено из прямоугольных каменных плит, уложенных на прогоны. Посередине потолка расположен лотосовый медальон, высеченный на поверхности одной из плит перекрытия. Прогоны перекрытия опираются на капители, которые изготовлены отдельно от колонн.

Помещение с образом Будды небольшое по размеру, почти кубической формы и не имеет окон. На Шри-Ланке такие святилища называются «пилимаге», что дословно означает «дом образа». В «доме образа» нет священных реликвий или чего-либо подобного – это просто помещение со скульптурными изображениями Будды, божеств – охранителей буддийского учения и прочих традиционных персонажей. 
Внутри святилища у задней скальной стены расположена статуя Будды, изображенного сидящим на лотосовом троне в позе дхьяна асана (поза медитации). Как и все подобные скульптуры, статуя обрамлена расположенной сзади нее традиционной аркой – макара-тораной. Расположенная слева от статуи Будды стена покрыта яркими росписями, датируемыми периодом Канди, то есть 18-19 в.в.



Главный, Нижний Храм — Maha Viharaya, Pahala Viharaya
Ниже храма Варака Веланду расположена большая мощеная площадка, у левого края которой вплотную к пологой скале расположена платформа с деревом Бо. На дальнем конце площадки находится приземистое строение – Павильон барабанщиков, а за ним возвышается огромная скала, к основанию которой и пристроен Главный храм.
Павильон барабанщиков (сингальский: хевиси мандапайя) всегда располагается напротив входа в храм. В нем размещаются барабанщики, которые аккомпанируют речитативам монахов во время храмовой службы. Обычно часть такого павильона делается открытой, типа веранды – или на обе стороны, либо в одну – обращенную к храму. 

Внутри большая часть Павильона барабанщиков представляет собой открытый в сторону храма вестибюль, в котором помимо прочего размещается ящик для пожертвований. Под потолком павильона подвешен паланкин кандийской эпохи, в котором переносили посещавших Риди Вихару высокопоставленных паломников и пожилых монахов.

Между Главным храмом и Павильоном барабанщиков находится ухоженный внутренний дворик. Сам храм устроен в глубокой каменной нише у основания скалы. По преданию именно в этой пещере было найдено серебро. Место практически полностью укрыто от дождя скальным козырьком. Над крышей храма на наклонной поверхности скалы хорошо видны остатки штукатурки и наскальных росписей: вверху – сидящий Будда, а вокруг – фигуры учеников и почитателей.

Между внешней стеной храма и стеной, закрывающей проем пещеры, протянулся длинный узкий коридор, который идет вдоль всего фасада храма. Входная дверь в храм оформлена традиционно для сингальских пилимаге – «домов образа». Справа и слева от входа ближе к проему находятся рельефные изображения львов — синха, а по обеим сторонам от них – пары охраняющих вход Нагараджей (мифических Царей Змей).

Над входным проемом располагается очень распространенная на Шри-Ланке арка особого вида, которая называется Макара торана (по синг.: makara – мифическое чудовище + torana – арка, ворота).
Главные элементы шриланкийской Макара тораны:
— Киртимукха – расположенное по центру арки лицо с разинутой пастью и выпученными глазами
— Два симметрично расположенных ниже него Макары. Это мифические чудовища с пастью крокодила, хоботом слона, лапами льва, телом рыбы и хвостом павлина, разинутые пасти которых соединены с пастью Киртимукхи гирляндой; 
— Пара богов-охранителей, восседающих на спинах Макар.
Остальные персонажи композиции вспомогательные и дополнительные, и их количество и состав меняются в зависимости от исторического периода, местности и стиля Макара тораны.

Внутри храм выглядит очень просторным, несмотря на то, что в нем находится большое количество скульптур. Росписи на потолке не пережили время, но стенах они выглядят очень хорошо. А напротив входа по центру храма в стеклянном ящике за ограждением находится главная реликвия Риди Вихара – покрытая золотом статуя стоящего Будды. По преданию, как мы уже упомянули, именно она была подарена монастырю царем Дутугемуну в знак благодарности за найденное здесь и преподнесенное ему в дар серебро, которое правитель использовал для завершения строительства великой ступы.
Древность этой статуи вызывает некоторые сомнения, поскольку по внешнему виду она является репликой статуи Будды в Авукане, выполненной в своеобразном стиле и датируемой не ранее IX века до н.э. 

Вдоль восточной стены, что справа от входа, располагается ряд статуй Будды: сразу у входа – Будда, сидящий в дхьяна асане (позе медитации), рядом с ним – статуя стоящего Будды с рукой в абхая мудре (жест бесстрашия), далее – подаренная бирманцами группа из пяти статуй стоящих Будд (это Будды прошлых эпох), а замыкает этот ряд группа из трех небольших статуй стоящего Будды.

Сразу слева от входа в зал находится небольшая яркая статуя, изображающая Будду в дхьяна асане. Рядом, вдоль всей западной, то есть левой стены, располагается с 9-тиметровая скульптура, изображающая Махапаринирвану Будды, или уход Будды в «окончательную» нирвану.
Головы всех скульптурных и рисованных изображений Будды увенчаны стилизованным изображением языков пламени. Этот традиционный элемент присутствует у всех очень многих изображений Будды на Шри-Ланке и называется «сираспата». В других странах и в научной литературе обычно употребляется другое название – «кетумала» (пали, санскрит: ketumala – гирлянда из языков пламени).
Можно считать, что сираспата имеет оригинальное ланкийское происхождение, т.к. впервые о пламенеющей короне на голове Будды упоминается в датируемой V в. н.э ланкийской «Большой хронике» – Махавамсе. В главе 5 есть упоминание в ответе короля Нагов Махакалы королю Ашоке. В этом же тексте помимо прочего упоминается и «бьямаппабха» – пламенеющий ореол вокруг тела Будды, который так же является практически обязательным элементом ланкийских изображений стоящего и сидящего Будды.

Пьедестал, на котором возлежит Будда, — одна из местных достопримечательностей, т.к. его горизонтальная поверхность выложена двумя сотнями бело-голубых изразцовых плиток с библейскими сюжетами, которые были подарены голландцами кандийскому царю Кирти Шри Раджасинхе, а тот в свою очередь преподнес их храму. У ног Будды находятся статуи, изображающие Его сводного брата и ученика Ананду, бодхисатву Майтрею (будущего Будду), божество-охранителя Натху (Авалокитешвара), и, как считается, самого царя Дутугемуну. Последняя статуя в плохой сохранности и очень древняя – учеными она датируется периодом Анурадхапуры.

Одна из часто упоминаемых достопримечательностей Риди Вихара — полотно и дверная коробка еще одной двери Главного храма, украшенной частично сохранившимися аппликациями из слоновой кости. Здесь самой примечательной является расположенная по центру резная пластина, которая имеет контур вазы, но при ближайшем рассмотрении оказывается пятью сплетенными женскими телами и поэтому называется «Узел Пяти Дев» (по-синг.: Pancha Nari Gataya). Справа и слева от этого изображения находятся фигуры двух львов. Для защиты от вандалов резные пластины закрыты толстым стеклом.



Верхний Храм — Uda Vihara

Справа от Главного храма находится каменная лестница, которая ведет на расположенную уровнем выше площадку, на которой находятся Верхний храм и небольшая ступа.
Это новое сооружение: Верхний храм был построен в 18-ом веке, во время правления кандийского царя Кирти Шри Раджасинха (1747-1782 г.г.). Верхний храм, также как и Главный храм, устроен в скальной нише у основания высокой скалы, наклонная плоскость которой обработана для придания ей формы козырька, защищающего строение от тропических ливней.

Перед центральной дверью Верхнего храма находится узкое крыльцо с лестницей из трех ступенек. Внизу лестницы, вплотную к нижней ступеньке, расположен традиционный для сингальских культовых сооружений архитектурный элемент: «Лунный камень» (синг.: Sandakadaрahana) – полукруглая каменная плита, украшенная концентрическими рядами барельефных изображений.
Балюстрада по двум сторонам лестницы выполнена в виде голов слонов со вставкой сюжетных барельефов: справа отшельник-риши под деревом в окружении слона и быка, а слева – обламывающий ветки дерева слон и охотник с луком.
На резных столбиках, к которым примыкают головы слонов, высечены барельефы с цветочным мотивом, а в их нижней части расположены изображения сингальских двуглавых орлов – «бхерунда пакашайа». В 18 веке этот двуглавый орел был гербом кандийской провинции Три Корале. Впоследствии бхерунда пакашайа утерял свое геральдическое значение и превратился в один из типовых образов декоративно-прикладного искусства.
Внутреннее строение Верхнего храма огибает крытый коридор П-образной формы, а само оно разделено на три помещения с отдельными входами.
Первое помещение расположено в торце внутреннего строения напротив обращенной к лестнице двери коридора. Оно является храмом для Кумара Бандара – местного божества-охранителя.
Второе и самое большое помещение расположено примерно посередине коридора. В нем находится главное святилище Верхнего храма – пилимаге («дом образа»). В третьем помещении, дверь в которое находится в дальнем конце коридора, располагается небольшой храм Нага Вимана, то есть Храм Нага, так же являющийся пилимаге.
Справа и слева от дверного проема в главный Дом образа Верхнего храма находятся традиционные барельефы божеств-охранителей.

У задней стены святилища по центру располагается скульптурное изображение Будды в позе медитации дхьяна асана, а за его спиной – два небольших льва синха и Макара торана с множеством ярких рельефных фигур. Внутри этот Дом образа выглядит очень симпатично, а раскраска статуй и настенные росписи выполнены в красно-желтой палитре, и все цвета очень мягкие, ненасыщенные. У задней стены справа и слева от прямоугольного пьедестала, на котором находится плоский лотосовый трон Будды, расположены две фигуры стоящего Будды. Обе статуи стоящего Будды выполнены по образу и подобию знаменитой гигантской скальной статуи Будда Авукане. У боковых стен установлены статуи богов-охранителей буддистского учения и самого острова Шри-Ланка: у левой стены – Упулван (Вишну), у правой – Катрагама (Сканда, Муруган).

Небольшое святилище Нага Вимана известно своими рисунками, расположенными вокруг арочного входного проема. Кем и когда была сделана эта настенная роспись – неизвестно, как впрочем неизвестен и замысел автора этой несколько странной композиции. Всего рисунков восемь и размещены они в четыре ряда. В самом верхнем ряду под крышей находится один рисунок с изображением двух ступ и поклоняющихся им людей. В самом нижнем ряду (справа и слева от входного проема) изображены два человека, трубящие в раковины. В втором снизу ряду (так же по обе стороны проема) располагаются два немного отличных рисунка на одну тему «Девушка с головой слона и телом льва, держащая в хоботе лотос».

Прямо над аркой входного проема располагаются в ряд три рисунка: слева – солнце, справа – «лунный заяц», а посередине, прямо над аркой – одна из часто упоминаемых достопримечательностей Риди Вихара: рисунок «Девять сплетенных дев». По-сингальски этот рисунок называется Наванари Кунджанайя. На нем изображены девять девушек, размещенных таким образом, что внешний абрис всей группы формирует фигуру слона.
Справа от Верхнего храма располагается небольшая ступа, об истории которой доступные источники ничего не сообщают.



Сарасум Гала — Sarasum Gala

Для того, чтобы попасть на скальный холм Сарасум Гала, вначале надо вернуться назад к «перекрестку». По дороге часто попадаются небольшие стайки макак, которые здесь держатся на приличном удалении и к людям большого интереса не проявляют.
От «перекрестка» начинается широкая каменная лестница, которая поднимается на гребень дамбы, идущей вдоль небольшого водоема, расположенного перед скальным холмом. Лестница заканчивается площадкой перед мостом, прямо за которым находится еще одна лестница, ведущая уже непосредственно на вершину Сарасум Галы к ступе.

Влево по дамбе по направлению к древним буддийским пещерам идет широкая тропа. Следуя по ней сначала по дамбе, а затем вдоль пещер и мимо смотровой площадки, можно подняться на холм со ступой с боковой стороны. Тропа доходит до края обрыва и поворачивает к скалам, в нишах и расщелинах которых и были обустроены древние храмы и монашеские кельи (считается, что именно здесь находился древний монастырь Риди Вихара).

Сейчас для осмотра доступны четыре скальных козырька, под которыми располагались древний храм и жилища монахов. Судьба остальных сооружений неизвестна, т.к. за две тысячи лет они могли быть подмыты и обрушены муссонными ливнями, а впоследствии занесены грунтом и покрыты тропическим лесом.
На Шри-Ланке в силу геологических особенностей практически отсутствуют естественные пещеры, но зато во множестве своем встречаются нагромождения огромных каменных глыб, появившиеся в результате разрушения магматических возвышенностей – интрузий (как правило сложенных из гнейсов, реже – из гранитов). Типичным примером такого рода образований является знаменитая скала Сигирия – гигантский гнейсовый останец, возвышающийся над равниной почти на 200 м, подножье которого по всему периметру загромождено осыпавшимися с него огромными валунами и глыбами.
Поэтому практически все пещерные монашеские кельи и храмы Шри-Ланки устраивались в глубоких скальных нишах, чаще всего под округлыми валунами, а иногда – в промежутках между двумя соседними каменными глыбами. Технология подготовки ниш для таких строений была достаточно стандартной: находилась каменная глыба с подходящей нишей; ниша заполнялась дровами, которые поджигались для того, чтобы выжечь и осушить все покрываемое ей пространство; «потолок» ниши скалывался до приемлемого уклона, а получившейся в результате обработки скальной поверхности каменной щебенкой трамбовался пол пещеры.
Остатков такого рода строений, которые датируются начиная со II-III в.в. до н.э, на Шри-Ланке великое множество, и все они устроены по одному и тому же принципу: рукотворный скальный козырек с дождевым карнизом и сложенные из кирпича или дикого камня боковые и передняя стены. Нередко встречаются и полностью глинобитные стены, а в некоторых случаях конфигурация скалы позволяла сооружать только переднюю или переднюю и одну боковую стену.
По-своему уникальным в технологии сооружения таких строений было высечение по криволинейной поверхности скалы неглубоких дождевых карнизов – «катарамов». Этот вид защиты от тропических ливней является оригинальным шриланкийским ноу-хау, в котором местные мастера достигли высочайшего совершенства. Некоторые скальные ниши достигают полутора-двух десятков метров в высоту (например, в Риди Вихара) и десятков метров в длину (например, в Дамбулле).
Контур катарамы высекался с такой точностью, что в течении сотен и тысяч лет наклонная поверхность скалы, а соответственно и внутреннее пространство пещер, всегда оставалась сухими, поэтому «потолки» всех подобных ниш имеют ровный желтоватый цвет и на них отсутствуют лишайники и т.п. растительность, что резко контрастирует с цветом и состоянием поверхности самой скалы. 

У некоторых пещер сохранились остатки стен, сложенные из грубо обработанного камня и глины. Насколько они древние – сказать трудно, поскольку такие стены в муссоном климате не очень долговечны и требуют постоянного ухода и ремонта.
От последней скальной ниши начинается идущая вверх каменная лестница, ступеньки которой выложены плоскими кусками грубо обработанного камня. Вероятно, это был вход в древний храм, стены которого за тысячелетия полностью разрушились, но сохранились только отдельные каменные блоки со следами ручной обработки.

В конце лестницы слева по ходу располагается объект, который в настоящее время называется «обзорной площадкой». Обзорная площадка представляет собой огромную каменную глыбу со сколотыми боковыми гранями и выровненной практически до плоского состояния верхней поверхностью. С ее западной стороны находятся три каменные ступеньки, высеченные из монолита скалы, а восточная сторона обращена к крутому склону, спускающемуся к подножью холма на высоте около 200 метров над уровнем окружающей равнины.
Вероятнее всего в древности над этой каменной площадкой возвышался деревянный каркас с крышей, ее пол был покрыт циновками, а в восточной части располагалось возвышение для старших монахов. Учитывая местоположение площадки и объем работ, связанных с ее сооружением, с высокой долей вероятности можно предполагать, что в период существования древнего буддистского монастыря здесь располагалась монастырская упосатхагара, в которой совершались обязательные ежемесячные церемонии упосатха и проводились общие собрания и коллективные декламации Канона.

От «обзорной площадки» к вершине идет широкая утоптанная тропа, которая оканчивается у подножья лестницы, ведущей на верхнюю площадку платформы со ступой. На вершине облицованной тесаным камнем платформы располагается небольшая белоснежная ступа, практически идентичная той, что находится рядом с Верхним храмом, но с более округлым телом ступы.
С платформы ступы открывается прекрасный вид на скальную «спину», идущую вниз к мостику, от которого нужно начинать свой путь.
Справа от идущей вниз по скале тропы находится небольшой водоем, вырубленный в естественном углублении на скале, а слева под раскидистой плюмерией прямо на поверхности скалы располагается древняя надпись II-го века до н.э., повествующая об окончании работ по вырубке лестницы на скале. А сама каменная лестница начинается практически напротив надписи.

Гладкая поверхность скалы переходит в ту самую высеченную в скале лестницу, о которой гласит древняя наскальная надпись. Она расположена справа от фонарного столба. С того места, где скала «ныряет» в грунт начинается современная широкая каменная лестница, которая идет прямо до мостика. Здесь открываются потрясающие виды на древний памятник. Его непременно имеет смысл посетить, находясь в районе Курунегалы.

Находясь в районе Канди, или Коломбо, выделите целый день для посещения уникального храмового комплекса Риди Раджа Маха Вихарайя. Попасть сюда можно, если Вы остановились для размещения в Канди или Перадении, и намереваетесь посетить Курунегалу или Япахуву. Проконсультируйтесь у менеджера Ланкарус по вопросам составления оптимального маршрута Вашей экскурсии. 
В некоторых программах маршрутов туристических пакетов от Ланкарус есть плановое посещение области Курунегала.

info@lankarus.com

Комментариев нет:

* Все материалы защищены авторским правом.
Публикация без уведомления компании Lankarus запрещена.

Поделиться